КРЕСТ- один из наиболее распространённых символов, "знак знаков", который с доисторических времен присутствовал в качестве символа почти во всех культурах мира. Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга обществах. Крест – символ центра Мира и точка соединения между Небом и Землей, космическая ось. Возникновение символа креста относится к эпохе неолита (5-3 тыс. лет до н.э.). В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом, встречающимся в самых разных мифологических и религиозных системах. Это один из самых распространенных символов. В вертикальном направлении – это восхождение духа, устремление к Богу, вечности – звездная, интеллектуальная, позитивная, активная, мужская сила. В горизонтальном направлении – это земная, рациональная, пассивная, негативная, женская сила. Скандинавы, например, изображали молот Тора, бога войны и грозы, в виде Т-образного креста. Крест также был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. У американских индейцев он представлял как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Для алхимиков крест был символом четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Встречались также такие трактовки символа креста, как "здоровье", "плодородие", "бессмертие", "союз духа и материи". В некоторых цивилизациях крест символизирует жизнь, активное мужское начало. Крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра. Центр определяет высшую ценность системы, задавая иерархию пространства, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Человек, мыслящий мифами, видит в кресте перекрёсток, развилку пути. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении. Перекрёсток в мифах — это переход из одного царства в другое, место, где противопоставляются добро и зло, это место свидания ведьм и демонов, последний приют самоубийц. В древнейшей символике крест выступает как геометризованный вариант мирового дерева с цельной системой космической ориентации. Однако мировое древо не было единственным источником образа креста. Возможно, в формировании символики креста участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи). Практически повсеместно крест считается символом огня и света. Исследователи мифологии видят в нем стилизованное изображение двух кусков дерева, применявшихся в древности для добывания огня. Крест часто выступает как модель человека или очеловеченного божества. Крест и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, в мифологических и религиозных сюжетах. Все планеты, известные древним, обозначались символом креста в сочетании с солярными и лунными символами: Сатурн обозначался крестом над полумесяцем; Юпитер — крестом под полумесяцем; Марс — крестом, покоящимся на круге; Венера — крестом под кругом; Меркурий — крестом, над которым вознесен круг, а над ним — полумесяц Конечно, все эти значения не были присущи кресту изначально, а возникли в процессе истолкования этого символа с точки зрения вновь возникших мифов и религий. После признания христианства Константином Великим и особенно с V в. крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя ХР-монограмму, которая служила отличительной эмблемой раннего христианства. Крест символизирует мучения и смерть. И, прежде всего, он сам её орудие, инструмент пыток, страстей, мук. В Средневековье его употребление еще больше расширилось. Он стал символом власти Церкви и в этом качестве использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на хоругвях. Практиковалось многократное воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Крестами окружалось священное имя или имя, пользующееся особым почётом. Ещё чаще крестовый орнамент или резьба, шитьё использовались в целях оберега. Вспомните оформление крестами всех выходов из дома (окна, двери и т. п.) и «закрещивание» рта при зевке. Общий план церквей также повторял его рисунок. Где бы христианство ни утверждалось как религия, крест становился и неотъемлемой частью церковной обрядности, и главным символом в искусстве, архитектуре и во многих других областях, включая флаги и геральдику. Форма креста и количество концов сильно варьируются. Кроме обычного 4-конечного креста, встречаются 3-, 5-, 6-, 8- и 12-конечные. Концы могут иметь форму листьев, треугольников или других геометрических фигур, буквенных и иных символов. ВИДЫ КРЕСТОВ Египетский (Антониевский) крест Крест Тау. Более древнее название - "египетский крест", именовался также "ключом Нила". Говоря об ассоциации этого символа с водами жизни, граф Гобле д'Альвиелла в своей книге "Миграция символов" обращает внимание на тот факт, что древними египтянами для замеров уровня воды в Ниле использовался инструмент ниломер, весьма напоминающий Крест-Тау. Именно связь с Нилом послужила причиной того, что эта символика стала связываться с жизнью, потому что от наполнения Нила водой целиком зависела судьба урожая, что было вопросом жизни и смерти. В египетском папирусе есть изображение Креста-Тау, находящегося во рту фараона во время прощения врагов. Крест также клался в могилу фараонов, что означало бессмертие души. Зачастую помещался на груди египетских мумий. Изображение креста видно на многих богах и богинях, что, вероятно, означало их божественную благосклонность и силу, дающую жизнь. В различных культурах трактовался как знак творческой мощи, воскрешения, доброты, вознаграждения, освобождения от физических страданий, божественное единство, четыре стороны света, четыре первоэлемента. Использовался в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников. В дохристианский период смерть на кресте считалась позорной. Другое его название, "висельный крест", проистекает из-за сходства с соответствующим орудием казни. Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита, поскольку имеет такую же форму. Греческая "тау" произошла от финикийской буквы "тау", которая имела X - образную форму и означала "отметка, знак". Поскольку крест Тау был последним буквенным знаком еврейского письма, он символизировал конец света. В иудейской традиции он также воспринимался, с одной стороны, как знак Каина, с другой - спасения евреев во время их исхода из Египта. К последней из его трактовок восходит восприятие как общего знака защиты. Архаические изображения встречались в Индии, Китае, Финикии, Ассирии, доколумбовой Америке. История этого символа очень сложна. Вот что пишет по этому поводу Мэнли П. Холл в своем "Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии": « Дуб на некоторой высоте (обычно, нескольких футов) спиливается, и верхняя часть его кладется на нижнюю. Получаемая при этом фигура была символом бога Ху у друидов. Есть подозрение, что этот символ происходит от расположения рогов у быка или барана, что подметили египтяне, а вертикальной частью была морда животного. Иногда такой крест называют молотообразным. Тау-крест был начертан на лбу у каждого участника Мистерий Митры. Греческий Кадуцей является развитием идеи Тау-креста». Согласно. Ветхому Завету, Крест Тау и был тем знаком, на котором Моисей воздвиг змея в пустыне. Этот знак служил символом освобождения для тех, кто обвинен, но потом оправдан. "Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века" (Уваров, Христианская символика, М., 1908). Тау-крест связан с именем Антония поскольку этот святой носил изображение Т-образного креста на своих одеждах. Епископ города Вероны святой Зенон поставил такой крест на крыше возведенной им в 362 базилики. Такой знак встречается в надписях на гробницах катакомб святого Каллиста. По утверждению Тертуллиана, который повторяет слова Иезекииля, греческое "тав" есть подлинная форма креста. Знак будет изображен на челе праведников в небесном Иерусалиме. Разновидности Тау-креста Крест potent Один из главных геральдических крестов. Составлен из четырех Тау-крестов. Назван от французского слова potence - "опора", поскольку его форма напоминает опоры, применявшиеся в древности. Называется, кроме того, Крестом-молотом. Эта форма креста особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной утвари, святительских облачений. Подобные кресты, заключенные в круг, видим на святительских облачениях Греческий крест Греческий крест - крест с плечами равной длины, в котором вертикальный брус и перекладина одинаковой длины… Горизонтальная ось в нем пересекает вертикальную посередине, образуя квадрат. Такой крест называется crux quadrata. Этот самый простой крест использовался с доисторических времен как символ бога Солнца, бога дождя, как символ элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Такой крест высечен на гробнице князя Ярослава Мудрого в Киевском Софийском соборе. Иногда “греческий крест” изображается вписанным в круг, символизирующий космологическую сферу небесную. На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман. Впервые белый "гpеческий кpест" на кpасном фоне появился на военном знамени Швица, одного из тpех кантонов, котоpые объединились пpотив Священной Римской импеpии в 1291 годy. Хотя в Швейцаpии его изобpажали на флаге с 1339 года, этот "знак Святого кpеста" (известный также как "Женевский кpест") официально был пpинят как национальный только в 1848 годy. Разновидности греческого креста Крест освящения - маленький греческий крест в круге, который располагался на высоте 2,5 метра над землей на внутренних и внешних стенах церкви. Всего в церкви было 24 креста: по три наносилось красной краской на каждую стену внутри и по три изображалось барельефом на внешних стенах. Над крестами прикреплялись подсвечники. 12 горящих свечей внутри церкви символизировали 12 апостолов, которые держали крест христианства. Кроме того, эти символы Христа были призваны отваживать дьявола и его демонов и являлись важным атрибутом церемонии освящения: священник поднимался по лестнице, окунал большой палец в священное масло, смазывал крест, а потом окуривал под крестом кадилом Крест круглый “нахлебный” В древности, задолго до пришествия Христа, на Востоке был обычай надрезывать хлеб крестообразно. Это было символическое действо, которое означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части. По свидетельству Горация и Марциала, первохристиане надрезывали круглый хлеб крестообразно, чтобы легче было его ломать. В прямой связи с таинством причащения, на потирах, фелонях и других вещах изображался хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи. Хлебы, разделенные на шесть частей, имеются на надгробии из пещеры святой Лукины (III век). Круг же означает, по объяснению святого Климента Александрийского, что “Сам Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся”. Крест святого Георгия Красный крест на белом фоне. Крест назван в честь великомученика IV века, спасшего принцессу от дракона. На английских знаменах появляется во времена Крестовых походов 1227-1272 годов. Является главной частью "Юнион флага" с момента его утверждения в 1606 году. В настоящее время крест святого Георгия - эмблема роялистов. Контурный крест или Гамма-Крест (gammadion), образован из четырех греческих букв «гамма». Он символизирует Христа как краеугольный камень церкви. Изображается на облачениях православных священников. Красный крест Красный крест на белом фоне - цвета швецарского флага в обратном порядке. Символ Международного комитета Красного Креста, основанного в Женеве в 1863 году. Эта организация, детище швейцарского банкира Генри Даута (1828-1910), призвана оказывать медицинскую помощь и обеспечить нейтральный статус врачей во всех воюющих армиях христианских стран. В Турции в 1877 году создана аналогичная организация для мусульманских стран, названная "Красный полумесяц". В Иpане использyется тpадиционная эмблема — лев и солнце; цвета тоже кpасный и белый; следом за pеволюцией 1979 года эта эмблема yстyпила место полyмесяцy. В СССР этот флаг представлял Красный Крест и Полумесяц рядом один с другим. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца существуют сегодня в 149 странах мира. Латинский крест Латинский крест - крест с плечами неравной длины, в котором вертикальный брус длиннее перекладины. Он называется crux imissa, горизонтальная ось в нем относится к вертикальной как один к трем. Представляет собой образ человека с распростертыми руками. Это прямой образ Страстей Христовых. Как символ христианства он наиболее распространен в западном мире. Его называют также крестом Распятия, крестом Жизни, крестом Страдания. Этот крест символизировал Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. Крест, вырастающий из сердца, был символом доброты у египтян. Длинный кpест —дpyгое название "латинского кpеста". В сpедние века священники помечали кpестом место в книге, где нyжно пеpекpеститься; этот знак дожил до наших дней в английской пyнктyации для использования в некотоpых слyчаях. Его называют "кинжалом" или "обелиском". Разновидности латинского креста Крест Святого Петра (Крест апостола Петра) - латинский крест с перекладиной, прикрепленной ниже середины вертикального бруса. Крестом Святого Петра называют перевёрнутый латинский крест. По легенде, Святой Пётр был распят на перевёрнутом кресте вверх ногами. Крест евангелистов. Крестом евангелистов символически обозначались четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Скандинавский крест Крест, удлиненный в сторону от древка флага. Присутствует на флагах скандинавских стран: Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии и многих скандинавских островов. Крест Голгофы- латинский крест известный еще как крест "восхождения" или "нисхождения". На нем изображены три ступени христианских "добродетелей" - Вера (самая высшая), Надежда, Милосердие. Один из наиболее лаконичных крестов алтаря. Голгофа - сакральное место захоронения Адама и распятия Христа. Произошло от греческого слова "череп": круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод - "Лобное место". Располагалась за пределами городской черты, в районе садов. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену. Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека. Таким образом "новый человек" искупал первородный грех "ветхого", поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста. "На том месте, где я буду погребен, - пророчествовал Адам, - будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп". В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли. Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: "М. Л. Р. Б." - место лобное распят быть, "Г. Г." - гора Голгофа, "Г. А." - глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении. От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К. У средней перекладины помещаются надписи "ИС" "ХС" - Иисус Христос, "Ника" - победитель, "СНЪ" "БЖІЙ" - сын Божий, "І. Н. Ц. И." - Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись "ЦРЬ СЛВЫ" - Царь Славы. Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы —на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Он также изображался на погребальном саване. Пекторальный крест Пекторальный крест — название, которое происходит от латинского pectus — "грудь", его носят на цепочке или на нити. Этот крест является символом власти и надевается кардиналами и священниками. Обычно покрытый золотом, он может быть также украшен драгоценными камнями и включать такие эмблемы, как сердце или роза. Нательный крест Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Нательный крест одевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста помещают надпись «Спаси и сохрани». Тельные кресты — единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно изготавливать и продавать. Крест Распятия. Изображался в форме четырехконечного креста с пригвожденной к нему фигурой Иисуса. Когда Христос на распятии изображен с закрытыми глазами, крест называется "Мертвый Христос", с открытыми - "Христос в агонии". Когда Христа изображают одетым с короной на голове, крест называется "Распятие Христа-Царя". Изначально такие кресты украшались драгоценными камнями и означали победу, а ягненок под или над крестом символизировал "Того, кто возьмет на себя грех мира". Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса относится к V в. Оно было сделано на дверях церкви святой Сабины в Риме. С VI в. распятый Иисус изображался в длинном одеянии коллобии. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII-IX веков. До IX в. Иисус на кресте представлялся, как правило, живым, воскресшим и торжествующим. Только в X в. появились изображения мертвого Христа. Традиционно кресты-распятия имели перекладину для упора ступней Иисуса. Первоначально ноги Христа изображались пригвожденными каждая по отдельности. Впервые фигура Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, появились на крестах с XIII в. На крестном нимбе спасителя греческими буквами писалось "Истинно Сущий". По православному варианту Распятия Христос изображался с распростертыми под прямым углом руками, воскресшего и «призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест». Традиционное для католицизма распятие предполагало образ Христа с провисшими, а не прямыми руками. Такое изображение преследовало цель подчеркнуть страдания и смерть Христа. Поначалу Христос не был соединен с крестом, он был облечен в длинную тунику, с короной на голове и распростертыми руками. Борода и нагота появились только в 11 веке, символизируя страдания. Были также добавлены пять ран и терновый венец. Часто вверху изображают свиток с буквами INRI - латинской аббревиатуры слов "Иисус из Назарета, Царь Иудейский". Распятие можно видеть в домах католиков, в их больницах и учреждениях. У протестантов распятие считается символом римского папы и, как правило, отсутствует в их домах и церквях. Располагается такой крест над алтарем. Моряки-протестанты носили на спине татуировки распятия, поскольку верили, что зло не тронет их, встретившись с ликом Христа. Истинный крест- подлинное с точки зрения христиан сооружение, на котором осуществилось распятие Христа. Части истинного креста были распространены во многих странах, являясь священными реликвиями. По утверждению скептиков, их столь много, что хватило бы на сооружение боевого корабля. Согласно подсчетам французского ученого Ч. Роальта, известные части истинного креста в сумме составляют 4 000 000 кубомиллиметров, тогда как крест, на котором был распят Иисус, мог вмещать приблизительно 178 000 000. С обретением и воздвижением истинного креста связано полулегендарное повествование. После I Вселенского собора Константин Великий пожелал воздвигнуть храм на Голгофе. Для исполнения этой цели в 326 в Иерусалим отправилась мать Константина Елена, намереваясь разыскать крест. Поскольку, по обычаю, орудия казни зарывались близ места ее совершения, крест в скором времени отыскали, но вместе с ним и два других. Возникла трудность идентификации, ибо дощечка с надписью "Иисус Назарянин Царь Иудейский" лежала отдельно. По распоряжению патриарха Макария кресты поочередно были приложены к телу больной женщины, и только истинный крест возвратил ей здоровье. Затем их приложили к умершему, и от прикосновения истинного креста тот воскрес. Отсюда название креста - Животворящий. Воздвижение Креста Господня было осуществлено 14 сентября 335 в храме Воскресения. Часть животворящего дерева Елена оставила в Иерусалиме, где ее поместили в серебряном ковчеге, а другая вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, отправлена в Константинополь. Частицы истинного креста имелись и на Руси. Другой мотив обретения истинного креста - возвращение его в VII в. из персидского плена. В 614 персидский царь Хозрой, разгромив византийского императора Фоку, взял Иерусалим и вывез истинный крест в Персию. После заключения мира с Византией в 628 преемником Хозры Сироесом святыня была возвращена в Иерусалим. Император Ираклий сам понес крест на Голгофу, облачившись в царские одежды, но был остановлен неведомою силой. На другой день он по внушению патриарха, подобно Господу, в рубище и босой, внес святой крест в храм. Кельтская легенда сообщала, что перед битвой под Бадоном в 518 году король Артур нес на себе истинный крест трое суток, вследствие чего британцы победили. Крест Румынский.( Тевтонский крест, или крест кросслет). Четыре маленьких крестика на концах символизируют четыре Евангелия. В виде косого креста называется крестом святого Юлиана. Крест "Бургундский", или "Андреевский - название креста с наклонными перекладинами; то же, что и андреевский крест; св. Андрей - покровитель Бургундии. По преданию, апостол святой Андрей был распят на кресте в виде буквы Х. Начиная с XIII века, этот крест (белый на синем фоне) присутствует на флаге Шотландии, чьим покровителем был святой Андрей. Андрей являлся также святым покровителем России. Около 1700 Петр I поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе, на своей личной печати, на военно-морском флаге и т. д. Андреевский крест также носит название косой крест В геральдике называется «салтир» и напоминает по форме букву X — первую букву имени Христа. Он называется также crux decussata (от изображения римской цифры X). В зависимости от своего цвета символизирует разных святых: синий или белый крест — святого Андрея; красный — святого Патрика; черный — святого Осмунда; золотой крест — святого Албана (первого британского великомученика). Разновидности косого креста Крест святого Патрика Назван в честь святого покровителя Ирландии, который около 432 года открыл для страны христианство. Это косой крест, красный на белом фоне. Является геральдическим знаком Фитцджеральдов, которые по приказу Генриха II завоевали ирландские земли в 1169 году. В 1801 году этот крест был включен в флаг Соединенного королевства. Присутствует также на флаге острова Джерси. Флаг Соединенного королевства. Крест Армянский Крест Армянский , хачкар. (Хачкар— крест-камень) — традиционный элемент армянской культуры, каменное резное изваяние в виде креста, обычно устанавливаемое на дорогах или при монастырях. Крест Иерусалимский или крест крестоносцев Крест Иерусалимский или крест крестоносцев—это пять золотых крестов на серебряном фоне. Его носил в качестве герба Годдфруа Бульонский — Охранитель Святой Гробницы и первый правитель Иерусалима в Первом крестовом походе в 1099 году. Часто используется на покрывалах в алтаре: большой крест символизирует Христа, четыре маленьких — авторов четырех Евангелий, распространяющих учение Христа на четыре стороны света. Пять крестов вместе символизируют также раны Христа. Православный крест Символ православной церкви в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и в России. Традиционный православный восьмиконечный крест - вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя из трех поперечных перекладин называется "титулус" и изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте - имя распятого и его вина. Там было написано: "Иисус Христос, Царь Иудейский" (INRI на латыни). Но на кресте устраивалось еще подножие - потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Разновидности православных крестов Шестиконечный крест. Шестиконечной формы крест с наклонной нижней перекладиной — один из древних русских крестов. Например, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным. Семиконечный крест. Семиконечный крест имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Такой крест можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы Пятницы, на образе святого Дмитрия Солунского в Русском музее, а также на иконе “Распятие” 1500 года, принадлежащую Дионисию. Семиконечные кресты воздвигали на куполах русских храмов. Такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Крест “виноградная лоза” Крест, из нижнего конца которого как бы вьются вверх два стебля с листами и с виноградной кистью на каждом. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» — так назвал себя Иисус Христос. “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода». «Эти слова Христа положили основание символизму виноградной лозы», — писал А. С. Уваров в своем труде «Христианская символика». Крест с терновым венцом Этот крест имеет форму восьмиконечного креста, вторая перекладина которого в центре обведена кругом с остриями по краю, символизирующими терновый венец. Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Крест такой формы изображен на страницах древней армянской рукописной книги. Такой крест помещен на иконе “Прославление Креста” XII века, находящейся в Третьяковской галерее. Изображение креста с терновым венцом вышито так же на покровце “Голгофа” — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой. В Новом завете Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что “воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову”, “и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53; 5). С тех пор терновый венок символизирует венец страданий. Крест “просфорный-константиновский” Греческая аббревиатура “IC.XP.NIKA”, означающая: “Иисус Христос — Победитель”, были написаны золотом на трех крестах в Константинополе императором Константином. На просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих победу Христову: “IС.ХР.НИКА”. Эта “просфорная” печать означает выкуп грешников из греховного плена. Крест старопечатный “плетеный”. “Это плетенье получено от древнехристианского искусства, где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетенье в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях” (В.Н.Щепкин Учебник Русской Палеографии, М., 1920). Вся поверхность креста состоит из разнообразных элементов плетения. Такие изображения были распространены в украшении болгарских и русских рукописных и старопечатных книг. Крест лепестковый Четырехконечный крест, концы которого имеют вид лепестков, а середина, соединяющая их, выглядит как сердцевина цветка. Считалось, что такой крест носил на омофоре Григорий Чудотворец. Лепестковый крест часто применяется для украшения церковных зданий, например, в мозаике XI века Киевского Софиевского собора. Крест четырехконечный "каплевидный". Крест каплевидный —распространенная в христианстве форма креста. Символика креста связана с историей казни Христа, с каплями крови, падающими на землю из ран Христа. Греческое Евангелие II-го века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением “каплевидного” четырехконечного креста. Среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках 2 тысячелетия часто встречаются “каплевидные” энколпионы (по-греч. — “на груди”). Литовский крест По литовским обычаям крест как памятник ставится на могиле умершего, возле усадьбы - в знак духовной защиты этого места, когда просишь у Бога о милости или когда благодаришь за нее. Эти памятники наряду с обрядовым и религиозным значением приобрели также статус национального символа. Пизанский крест Крест мальтийский Мальтийский крест образован соединением четырех копий в восьмиконечный крест, каждый конец которого обозначает одну из восьми добродетелей. Белый крест этой формы на черном фоне был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров, или иоаннитов (членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в ХII веке в Палестине), которые освобождали Святую землю от мусульман во времена Крестовых походов 1095 — 1272 годов. В ХIII веке орден стал вселенским, как сама церковь, разделенным на восемь (универсальное число направлений пространства) "языков", представляющих главные государства феодальной Европы. Название "госпитальеры св. Иоанна" рыцари сохранили, равно как и красную мантию с вышитым белым шелком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в головах и светильником в ногах. В 1530 году Император Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. В 1798 году крест стал высшим орденом Российской Империи, по приказу Императора России Павла I, который был удостоен звания Великого Магистра Мальтийского ордена. Мальтийским крестом в свое время были награждены Суворов, Ушаков, Кутузов. В 1807 году Российским Императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались "георгиевскими кавалерами". В российской геральдике золотые мальтийские кресты имели на своих гербах города Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской, Пермская и Елизаветпольская губернии, Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний. В современной Британии мальтийский крест обозначает санитарную бригаду святого Иоанна, а также присутствует на некоторых орденах, дающих рыцарское звание (например, на «Ордене Бани»). В филателии «мальтийский крест» — это первый почтовый штемпель, действовавший с 1840 по 1844 год. Использован материал сайта pravoslavie.chestisvet.ru Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.Грейг П., Тривик О. Волею ее величества // Родина. 1995. № 3—4.
|