Необходимо
уточнить функциональное назначение этого предмета. Из статьи в статью
переходит сравнение цуба с гардой (крестовиной европейского холодного
оружия, служащей для защиты кисти при фехтовании). Гарда
предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии
гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой
планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же
плоскости. И корзинообразный эфес закрывающий всю кисть. Неужели японцы не могли придумать для своего меча такую же надежную защиту?
Все
объясняется различием подходов к фехтованию на Востоке и Западе. Если в
Европе совершенствовалась техника фехтования, придумывались все более
изощренные приемы, применив которые, возможно было одержать победу, то
на Востоке техника фехтования, оформившись в некую логически и
функционально завершенную систему, остановилась в своем развитии еще в
древности. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. (Парирование катаной производилось сведением удара вдоль клинка, а никак не прямым столкновением.) В
поединке бывает так, что противники упираются мечом в меч на уровне
цубы и надавливают, пытаясь выиграть более выгодное положение для
нанесения удара. Это положение называется цубадзериай (tsubazeriai,
鍔迫り合い) - буквально: "давить цубой друг на друга". Цубадзериай -
положение, часто встречающееся в кендо. В современном японском языке
цубадзериай приобретает значение "быть в жестоком соперничестве".Катана
изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой.
Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её
качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана
изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану
имели высокие шансы разлететься ( и при столкновении с костью в том
числе). Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо
другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили
упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в
разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения
силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин
обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом
выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее. Поэтому в японском фехтовании эфес оказался не нужен – побеждал тот мастер, чьи движения были более быстрыми и неуловимыми. Даже
очень старые цуба, сохранившиеся до наших дней, не имеют вмятин от
ударов мечом. Но кроме этого, чисто функционального назначения, в цуба
заложен некий глубинный смысл.
Детали цубы:
Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи.
Мими — ободок.
Сэппадаи
(«позиция для шайб») — место для шайб сэппа. Овальная часть гарды
вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы
(сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда
находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно
непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой
слегка выпуклый правильный овал.
Накаго-ана — отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.
Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
Сэкиганэ
— заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы
подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и
обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах
и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в
рё-хицу.
Когай хицу-ана — отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.
Кодзука
хицу-ана — отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное
напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие
часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука
хицу-ана называются рё-хицу.
Цубы
обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами
коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было
передаваемым по наследству ремеслом.
Лицевая сторона цубы,
которая обращена к рукоятке, дабы встречный люд имел возможность
любоваться тонкой работой. Впрочем, на сей счет есть другие мнения.
Значительная часть железных изделий, особенно XVIII-XIX веков, имеют
«хицу», окантованные мягким цветным металлом.
Точно посередине
цубы клинообразное окно «накаго-ана», через которое проходил накаго.
Для того чтобы цуба не вихляла на клинке, в нижний и верхний углы
накаго-ана почти всегда вбиты кусочки мягкого цветного металла (латунь,
медь). Слегка подпиливая или расплющивая податливые фрагменты, мастер
обеспечивал индивидуальную подгонку данной цубы к данному мечу.
Назывались такие вкладки «сэки-ганэ» (Sekigane) или «кути-бэни»
(Kuchibeni).
Средний размер цубы для больших мечей составляет
75-85мм при толщине 3-4мм. Во все времена существовали исключения из
правил, но эти цифры верны в 99% случаев. Соответственно, вакизаси
комплектовались цубами в 60-70мм стой же толщиной. Но различных форм
диска известно много, хотя они и укладываются в несколько типов.
Круглые (Maru-gata)
Это
наиболее распространенная форма, причем цуба классифицируется как
"круглая" независимо от частностей дизайна, просто по внешнему абрису:
Овальные (Nagamaru-gata)
Своеобразной
переходной формой от круглых к четырехугольным служат овальные цубы.
Порой это чистый круг, слегка сдавленный по вертикали (горизонтальных
овалов не было и нет), порой - скругленный квадрат или прямоугольник
(Nagegaku-gata). В зависимости от величины скругления экземпляр ближе
либо к той, либо к другой группе:
Четырехугольные (Kaku-gata)
Современные
кинематографисты снабдили ловких ниндзя прямыми мечами с огромной
квадратной цубой, имеющей вогнутые, как у бубнового туза, стороны. На
самом деле прямоугольные или квадратные цубы были популярны в
самурайской среде во все времена, но абсолютное большинство их
скруглены. Вероятно, именно такие изделия пользовались любовью
настоящих ниндзя, так как действительно могли служить ступенькой, если
прислонить меч к стене. Пусть их размер и толщина отличались в большую
сторону (чуть-чуть), зато они не вызывали подозрений у бдительных
"охотников за шпионами".
Мокко (Mokko-gata) Дольчатый
силуэт такого диска мог бы служить визитной карточкой всех цуб вообще,
так как именно он прочно ассоциируется с маленьким японским чудом.
Трудно даже сказать, какие именно формы держат пальму первенства. По
сути, мокко - это круглые и овальные цубы, имеющие четыре "ломтика",
точно у дыни, по аналогии с которой и были названы. Глубина прорезки
"лепестков" изменяется от почти незаметной до весьма солидной. Тогда
форма становится "ири-мокко" ("глубокая мокко"):
Многоугольные Это
не очень распространенная форма, и мы лишь изредка встречаемся с
цубами, имеющими вид шести- или восьмиугольника. Право, они довольно
скверно гармонируют с классическим дизайном японского меча, и чуткие к
таким вещам самураи интуитивно предпочитали что-то более естественное.
Ромбовидные и крестообразные силуэты и вовсе единичны:
Aou (Aoi-gata)
Является
разновидностью "мокко", образованной четырьмя характерными
"лепестками", либо же имеет симметричные промежутки в форме "сердца".
Такой элемент в Японии известен как "иномэ" ("кабаний глаз"). В целом
контур похож на лист растения "аои", отчего и пошло название:
Произвольные
В
эту категорию собраны изделия, чей внешний рисунок образован
элементами, которые мастер расположил в соответствии лишь с собственной
фантазией, не стремясь жестко вписать их в одну из традиционных форм.
Но, по большому счету, каждая такая цуба является либо круглой, либо
овальной, либо какой-то еще, а незначительные выступающие и вдавленные
участки отнюдь не разрушают общего впечатления.
Наивысшего
расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Грозная утилитарность
военных мечей сменилась утонченным декором, и самым заметным
представителем этого направления становится семья Гото, концентрат
потомственных ювелиров и художников по металлу. Изощренные, выполненные
с большим вкусом работы полностью соответствовали запросам самураев
новой формации (разумеется, представителей высших слоев, так как Гото
были официальными мастерами сёгуната). Характерным стилевым признаком
их изделий является высокий рельеф по спокойному фону и обилие золота.
Эта выигрышная манера пришлась по душе современникам. Тотчас возникло
множество вторичных школ (например - Исигуро, Ивамото), заполнивших
рынок превосходными цубами, менее всего напоминавшими простые и
практичные диски "эпохи враждующих провинций". Государственная
политика конца XVI - начала XVII веков ограничила ввоз иностранных
товаров в Японию. Китайцы и "южные варвары" (Namban), купцы из
Голландии и Португалии допускались только в порт Нагасаки. В результате
у целого ряда мастеров пробудилось очарование европейскими обычаями,
оружием и причудами. Например, Ёсицуги был одним из многих, кто начал
развивать синтетическое направление, комбинируя европейские элементы с
китайскими драконовыми и цветочными линиями и завитками, что в итоге
привело к появлению стиля "намбан". В работе использовалось хрупкое
волокнистое железо со сквозным (сушей) и сплошным (нуномэ) узором,
преимущественно - из переплетенных драконов, растительных и животных
орнаментов, чеканных ободков и декоративных прямоугольников. На
протяжении всего XVII века преобладание художественного начала
выразилось в еще большей декоративности, а на рубеже XVIII столетия
развитие окончательно двинулось по пути изощрения техники, колористики
и применения драгоценных металлов. Неоправданный приоритет отдается
легким в обработке золоту (Kin), серебру (Gin), упомянутым сякудо и
сибу-ити. Технология декорировки также претерпевает заметные сдвиги.
Если поверхность старых железных цуб полностью отражала чисто японское
понимание красоты, таящейся в нарочито грубых следах ковки или в
разделке "под камень", то облик преемников излишне шикарен.
Виртуозность
гравировки, глубина и точность рельефа, безукоризненность многоцветных
фонов и планов топят в себе живое естество. Это не сибуй, не дзен и не
простота чайной церемонии, а мертвое и холодное совершенство.