Столовая
посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в
большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и
серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была
только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела
точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных
материалов - дерева и глины. Посуда из драгоценных металлов, хрусталя,
стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон
едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась
предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ
как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и
приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир".
К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.
Ковш
Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.
Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века
Доброе
угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием.
Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко
прославился достопамятными словами: "Руси есть веселие питии, не может
без того бытии".Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед
пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние
ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или
водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши,
по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке
новгородскими мастерами.
Корчик
Корчик 17 век .Русская эмаль .Новгород XVII век. Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.
Миниатюрные
серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков,
получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в
XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Своей
формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему,
восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки
корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений
обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов.
Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном -
скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного,
срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто
вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или
нравоучением.
Чарка
Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.
Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год
Чарка 1704 г.
Чарка серебро 1700 г.
Чарка,
круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна
бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток - "государево винцо",
как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и
других металлов. Украшались чеканными растительными узорами,
изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и
поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок
меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание
уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной
эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки,
изготовленные из перламутра и различных пород камней - сердолика, яшмы,
горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями.
Такие чарки ценились очень высоко.
Чарка меду.К.Е.Маковский
Чаша
Чаша позолоченная 17 век.
Чаша,
древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в
ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный
смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом
здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост
за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась
"государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь
Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.В первой половине XVII века форма
и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более
высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши
украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.
Братина
Clinton Broyles
С
древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за
пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI
столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь
Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при
великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин
чаши".Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные
сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их
передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и
название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к
XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли
братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из
кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась
чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась
клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением
библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола
церкви.Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по
венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или
нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра
человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято
пьянство".Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли
сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.
Ендова
К
братине близок еще один тип посуды - ендова, который широко
употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой
сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались
из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и
растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова
употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки -
пиво, брагу, мед - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного
размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В
праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб
угощали прохожих напитками.
Ставец
Среди
древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с
крышками,называвшиеся ставцами.Назначение такой посуды до настоящего
времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы
предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы
широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка "сколько
старцев, столько ставцев" или "каждому старцу по ставцу". Для царского и
боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец
был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде
серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность
ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По
венцу имеется надпись: "Великого государя и великого княза Петра
Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца".
Кубок
С
древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок,
старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась
формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов
плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в
форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой
человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика).
Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с
подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра,
украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом,
накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков
помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых
орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа -
древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром,
украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки
преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы
купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических
даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII
века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых
ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным
торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол.
Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в
поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.
Clara Peeters
Стакан
Высокие
стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они
изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с
сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на
Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму
цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века
украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными
цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
К.Е.Маковский
Кружка
Русские
мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени
в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и
оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных
мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями
сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами.
Для отделки в тулово кружки вставлялись монеты или пластинки из слоновой
кости. Крышки кружек украшались чеканкой и литыми фигурками. По
верхнему ободу располагался расписной венец.