Категории каталога
Мистификация или реальность? [286]
Интересности всякие) [3036]
Технологии [1056]
Компы (ПО) [133]
Компы (Железо) [179]
Разное [1574]
Материалы, попавшие сюда либо сдесь же и останутся, либо "породят" новую категорию, куда и перекочуют.
Паприколу)) [2649]
Юмор, сатира, приколы...
Мабила [77]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1213
Главная » Статьи » Интересности всякие)

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

КОДЕКС РОХОНЦА


Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Книга из коллекции Венгерской академии наук. Написана от руки на бумаге, изготовленной в Венеции около 1530 года. В 1743 году она появилась в коллекции городской библиотеки Рохонца, города в Венгрии (теперь это г. Рехниц, Австрия). В 1838 году граф Густав Батциани, который в то время обладал рукописью, преподнес ее в дар Венгерской академии наук, в чьей коллекции она и пребывает по сей день.

Кодекс содержит 448 страниц (12x10 см), на каждой из которых от 9 до 14 строк символов. Кроме текста, есть 87 иллюстраций на религиозные, светские и военные сцены.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

Количество уникальных символов, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите, но некоторые символы используются редко. Полагают, что символы были написаны справа налево - присутствует привязка к правому краю страницы.

Изучение бумаги показало, что это, вероятнее всего, венецианская бумага, изготовленная в 1530х годах. Не исключено, что кодекс мог быть и простой копией более раннего источника.

Над расшифровкой рукописи безрезультатно работают уже полтора века.

Впервые Кодекс был изучен венгерским ученым Ференцом Толди в 1840 г., а позже Палом Хунфалви, но безрезультатно. Он был также рассмотрен австрийским палеографистом д-ром Махлом. Чехи Йозеф Иречек и его сын, Константин, профессора университета в Праге , исследовали 32 страницы Кодекса в 1884-1885 гг. без особого успеха. В 1885 году Кодекс был направлен немецкому исследователю Бернхарду Юлгу, профессору университета Инсбрука, но он тоже был не в состоянии расшифровать его. Михай Мункачи, знаменитый венгерский художник, изучал письмо Кодекса в Париже в 1890-1892 гг., но это также не дало результата.

В результате, большинство венгерских ученых приняли версию, что Кодекс был мистификацией от Самуила Немеша (1796-1842), трансильванского антикварщика, одного из основателей Национальной библиотеки в Будапеште, известного некоторыми своими историческими подделками (сделанными, в основном, в 1830-е годы), которые смогли обмануть многих самых известных венгерских ученых того времени...

Язык, на котором написана рукопись, не известен. Предполагали венгерский, язык даков, раннерумынский, язык половцев, даже хинди, но зацепок не нашли.

Некоторые исследователи, уверенные в подлинности Кодекса, считают, что это может быть древневенгерское рунное письмо. По другим данным, в Добрудже (область в Румынии) аналогичные буквы или символы выгравированы в старых пещерах.

Попытка составить список символов Кодекса впервые была проделана Кальманом Немати (1889 и 1892).
Систематическое исследование символов было впервые сделано Отто Гиурком в 1970 г. Он искал повторяющиеся последовательности, чтобы найти направление письма (он утверждает, что страницы написаны справа налево, сверху вниз).

Миклош Локсманди сделал несколько компьютерных исследований текста в середине 1990-х годов. Он подтвердил выводы Гиурка, добавив при этом и несколько своих: символ "i", является разделителем предложений (также как символ "ii"); падежных окончаний, которые обычно характерны для венгерского языка, нет. Он не смог доказать подлинность Кодекса, однако, видя закономерности текста, он отрицал, что это был чистый бред.

Попытки перевода.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Аттила Нуири, из Венгрии, предложил перевернуть страницы вверх ногами и подобрать буквы, наиболее похожие на полученные символы. Ему даже удалось получить небольшую закономерность, которую можно перевести как "Ваш Бог пришел. Господь мух. Ох. Есть святые ангелы. Их. Ох."

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Румынский филолог Виорика Еначик предложил свою версию перевода, приняв за основу написание справа налево и снизу вверх. Предполагаемый перевод указывает, что это история влашских людей в их противостоянии половцам и печенегам.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Попытка перевода была проделана и индийцем Махешем Кумаром Сингхом. Он утверждает, что Кодекс написан привычным нам стилем (слева направо, сверху вниз) и является региональным вариантом письма брахми, которое он может читать. Его версия: Кодекс - это начало апокрифического Евангелия (ранее неизвестного, с вступлением из молитв, переходящим в повествование о младенчестве Иисуса.
"Боже мой! Здесь люди очень бедные, больные и голодающие, поэтому дай им достаточно силы и власти, чтобы они могли удовлетворить свои потребности".

Кому интересно, можно посмотреть полный скан оригинала здесь: http://www.dacia.org/codex/original/original.html.  Книга до сих пор считается не расшифрованной, так что дерзайте.

2. МАНУСКРИПТ ВОЙНИЧА


Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Речь идет не об авторе романа "Овод", американке Этель Лилиан Войнич, а о ее муже. Уилфрид Войнич был торговец редкими книгами. В 1912 году, изучая древние книги, хранившиеся в вилле Мондрагоне под Римом, он обнаружил переплетенную рукопись, написанную неизвестными буквами на неизвестном языке, обильно иллюстрированную рисунками диковинных растений, астрологическими диаграммами и изображениями обнаженных женщин. В книгу было вложено письмо XVII века, согласно которому она была приобретена в 1586 году императором Священной Римской Империи Рудольфом Вторым.
С тех пор эта книга неоднократно меняла владельцев, и к настоящему времени обрела себе пристанище в коллекции редких книг Йэйльского университета.

Вкратце об этой книге можно сказать, что она написана неизвестной письменностью на неизвестном языке. Ее алфавит, по разным оценкам, насчитывает от 19 до 28 букв. Датировка вызывает затруднения, поскольку изображенные женщины лишены одежды, но их прически указывают на конец XV столетия. Впрочем, и это ничего не значит, поскольку иллюстрации могли быть выполнены в старой манере либо бессознательно, если иллюстратор имел перед мысленным взором какие-то образцы, либо сознательно, если он был просто жулик.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Попытки расшифровки предпринимались еще в старину, а Уилфрид Войнич разослал мимеографические копии текста известным ученым и дешифровщикам своего времени. Тем не менее, до сих пор никто не представил убедительной версии, и это тем более удивительно, что современная криптография добилась в своей области значительных успехов. Существуют три гипотезы относительно природы рукописи: это может быть действительно книга на неизвестном языке, это может быть изощренный шифр и, наконец, это может быть изощренный розыгрыш. На такой розыгрыш наверняка ушла уйма времени и усердия, но если учесть, что Рудольф Второй, правивший в Праге, большой энтузиаст магии и алхимии, заплатил за нее 600 дукатов, порядка 50 тысяч долларов в современном исчислении, овчинка стоила выделки. Известен также возможный кандидат на роль жулика — англичанин Эдвард Келли, соратник английского алхимика и оккультных дел мастера Джона Ди, жившего в Праге.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Нельзя утверждать на сто процентов, что тайна рукописи Войнича сегодня разгадана, но Гордон Рагг, опубликовавший результат своих исследований на страницах журнала Scientific American, довольно убедительно пишет о том, что эта книга — скорее всего дело рук весьма искушенного мошенника.

"Критики этой гипотезы отмечали, что "войничский язык" слишком сложен для бессмыслицы. Как мог средневековый мошенник произвести на свет 200 страниц письменного текста с таким множеством тонких закономерностей в структуре и распределении слов? Но можно воспроизвести многие из этих замечательных характеристик "войничского", используя простое кодирующее устройство, существовавшее в XVI столетии. Текст, генерируемый этим методом, выглядит как "войничский", но представляет собой чистую чепуху, без всякого скрытого смысла. Это открытие не доказывает, что рукопись Войнича — розыгрыш, но оно подкрепляет давнюю теорию, что документ мог быть состряпан английским авантюристом Эдвардом Келли, чтобы провести Рудольфа Второго".
Для того, чтобы понять, почему на разоблачение рукописи ушло столько времени и усилий квалифицированных специалистов, о ней надо рассказать несколько подробнее. Если мы возьмем рукопись на неизвестном языке, то она будет отличаться от заведомой подделки сложной организацией, заметной на глаз и тем более при компьютерном анализе. Не вдаваясь в подробный лингвистический анализ, можно отметить, что многие буквы в реальных языках встречаются только в определенных местах и в сочетании с определенными другими буквами, и то же можно сказать о словах. Эти и другие черты реального языка действительно присущи рукописи Войнича. Говоря научно, она отличается низкой энтропией, и подделать текст с низкой энтропией вручную практически невозможно — а ведь речь идет о XVI столетии.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


Тем не менее, Гордону Раггу удалось найти инструмент, уже существовавший в XVI веке — более того, известно, что главный подозреваемый, Эдвард Келли, им пользовался. Это так называемая "решетка Кардано", шифровальное устройство, изобретенное итальянским математиком Джироламо Кардано. Его простейшая разновидность — квадрат с прорезями по определенной формуле, в которые вписываются буквы. Заполнив все прорези, его поворачивают и пишут дальше, всего четыре раза, и в результате получается текст, прочитать который может лишь обладатель идентичной решетки.

По словам Гордона Рагга, ему удалось показать, что с помощью решетки Кардано можно не только шифровать осмысленный текст, но и генерировать бессмысленный, налагая ее на произвольное сочетание букв или даже слогов, как это, видимо, было в случае рукописи Войнича, и такой текст будет обладать низкой энтропией, как если бы был написан на реальном языке.

Хотя текст рукописи Войнича отличается тонкой организацией, некоторые его характеристики несовместимы ни с каким реально существующим языком. Единомышленники императора Рудольфа всегда вольны давать этому оккультное объяснение, но и оно упирается в тот факт, что до сих пор никому — ни полубезумным энтузиастам-одиночкам, ни профессиональным лингвистам и дешифровщикам — не удалось убедительно перевести ни одной фразы из этой книги.
Гордон Рагг вовсе не утверждает, что его открытие полностью доказывает мошенническое происхождение одной из самых загадочных книг в истории человечества. Все, что он сделал — это впервые показал, что мошенничество было возможно и осуществимо доступными в ту пору средствами. А в сочетании с легковерием Рудольфа и весьма темной репутацией Эдварда Келли открытие Рагга выглядит достаточно правдоподобным.

Теории о содержании и предназначении

1) Гербалистика

С большой долей уверенности можно сказать, что первая часть книги посвящена травам, но попытки сравнить их с реальными образцами трав и со стилизованными рисунками трав того времени в целом провалились. Только пара растений, анютины глазки и папоротник адиантум могут быть определены достаточно точно. Те рисунки из «ботанического» раздела, которые соответствуют наброскам из «фармацевтического» раздела, производят впечатление их точных копий, но с отсутствующими частями, которые дополнены неправдоподобными деталями. Действительно, многие растения кажутся составными: корни одних экземпляров сцеплены с листьями от других и с цветами от третьих.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


2) Алхимия

Водоёмы и каналы в «биологическом» разделе могут означать связь с алхимией, что могло бы иметь значение, если бы книга содержала инструкции по приготовлению медицинских эликсиров и смесей. Однако, для алхимических книг того времени характерен графический язык, где процессы, материалы и компоненты изображались в виде особых картинок (орёл, лягушка, человек в могиле, пара в постели и т. д.) или стандартных текстовых символов (круг с крестом и т. д.). Ни один из них не может быть убедительно идентифицирован в манускрипте Войнича.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


3) Микроскопы и телескопы

Круговой чертёж в «астрономическом» разделе изображает объект неправильной формы с четырьмя изогнутыми секторами; некоторые интерпретируют его как изображение галактики, которое могло быть получено только с помощью телескопа. Другое изображение было интерпретировано как клетка живого организма, наблюдаемая через микроскоп. Это позволяло предположить, что время создания манускрипта — не средневековье, а более поздний период. Однако сходство является достаточно сомнительным, так как при ближайшем рассмотрении центральная часть «галактики» больше похожа на бассейн.

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.


4) Астрологическая ботаника

Астрологические исследования часто играли заметную роль при сборе трав, кровопускании и других медицинских процедурах, которые проводились в благоприятные числа, расписанные в астрологических книгах (например, книги Николаса Калпепера (Nicholas Culpeper)). Однако, за исключением обычных зодиакальных символов, изображения 24 часового дня, года состоящего из 12 месяцев, времён года и одной диаграммы, возможно изображающей классические планеты, никто пока не смог интерпретировать иллюстрации в рамках известных астрологических традиций (европейских или любых других).

Загадки письменности. Нерасшифрованные тексты. Часть 1: От Эпохи Возрождения до наших дней.

Скачать манускрипт Войнича можно здесь
Категория: Интересности всякие) | Добавил: marina (14.02.2011)
Просмотров: 3534 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 17.04.2024, 01:00
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Мини-чат
200
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0