Патентное бюро США на прошлой неделе
опубликовало заявку компании Apple, в которой описывается «новая»
система автомобильной GPS-навигации (подробнее здесь)
«Новизна» системы состоит в том, что в основе работы системы –
информация, предоставляемая самими участниками движения. Аппарат
пользователя, оснащенный модулем спутниковой GPS-навигации, не только
показывает текущее положение на карте и «ведет» пользователя по
маршруту, устройство, оснащенное также интерфейсами беспроводной связи
(GPRS/EDGE, 3G, WiFi), отправляет на центральный сервер системы данные
об актуальной скорости движения конкретного пользователя, времени
прохождения маршрута и т.д. На сервере собирается статистическая
картина движения тысяч пользователей, на основании которой формируется
карта загруженности дорог («пробки»), которая возвращается обратно
участникам движения и учитывается навигационным устройством при
прокладке маршрутов движения. По сути, система, предлагаемая Apple (и уже
достаточно давно действующая в России – об этом ниже), имеет весьма
важное технологическое преимущество над теми сервисами, которые сейчас
широко используются в индустриально развитых странах Запада.
На данный момент на Западе распространена система информирования о
дорожной ситуации TMC - Traffic Message Channel. Информация собирается
из различных источников (камеры слежения, данные радиостанций, данные
экипажей транспортных средств муниципальных служб и дорожной полиции),
а затем с центрального диспетчерского пункта передается в открытом
FM-канале (попросту говоря, по радио). Информация содержит коды
конкретных улиц, на которых обнаружены затруднения в движении
(TMC-code) и дополнительные данные о затруднениях. Навигационные
устройства, имеющие поддержку TMC, расшифровывают сигнал и учитывают
данные о затруднениях при прокладке маршрутов.
Предлагаемая Apple система работает на порядок более точно,
оперативно и гибко, так как, по сути, является системой второго
поколения, основанной на принципе обратной связи от
пользователей-участников движения. Такая система помимо собственно
актуальной информации о дорожной ситуации в перспективе открывает массу
возможностей для развития целого спектра навигационных сервисов.
Имея
статистические данные движения тысяч пользователей, можно не только
собирать актуальную информацию о «пробках», но и предсказывать «пробки»
заранее, на основании статистики движения на конкретном участке за
длительный период времени. Также появляется возможность оперативной
коррекции и актуализации навигационных карт на основании анализа
реальных треков движения пользователей.
Одним словом, система,
предлагаемая Apple, может вызвать настоящую революцию в мире
навигационных сервисов и услуг, существенно повысив их качество и
точность.
Однако, Apple немного «опоздала» со своим патентом, так как
подобные системы уже работают в России. В частности, уже около года
подобная динамическая система сбора информации о дорожном движении
работает в сервисе Яндекс.Пробки. Пионером же в создании таких систем
стала питерская компании ООО «МИТ», разработчик навигационного пакета
«СитиГид» (CityGuide) и сервиса Пробки.НЕТ.
Первая динамическая система сбора информации от участников движения
была запущена СитиГид еще в 2006 году. На данный момент в системе
помимо «пробочной» функциональности реализовано оперативное обновление
навигационной карты на основании данных, предоставляемых участниками
движения: карта обновляется в среднем 1 раз в 1-2 недели , в то время,
как большинство производителей навигационных программ выпускает
обновления централизовано с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза
в полгода, причем зачастую актуальность картографических данных в этих
обновлениях запаздывает на 3-6 месяцев.
Поддержка указанных технологий встроена в пакет навигационного ПО
СитиГид, который распространяется как на потребительском рынке, так и
по ОЕМ контрактам (производителям навигаторов и
смартфонов-коммуникаторов). Уже год, данные, предоставляемые СитиГид,
лицензируются сервисом Карты@mail.ru.
Поэтому, основной вопрос, который возникает в связи с новостью о
патенте Apple – как компания собирается его реализовывать в мировом
масштабе, в частности в России, если она де-факто не является первой (и
даже второй), кто запустил подобную систему? http://www.cybersecurity.ru/
|