Профессионалам-маркетологам хорошо известен смысл понятия «эффект
Осборна». Нет, оно не имеет никакого отношения к классику британского
металла. Речь идёт об Адаме Осборне, блестящем изобретателе и
предпринимателе, создателе первого в мире портативного компьютера – Osborne 1.
Компьютер был чрезвычайно удачным и (для своего времени) недорогим, что
сделало его необыкновенно популярным. Организованная Осборном и носящая
его имя компания в 1981–82 годах продавала более 10 000 компьютеров
ежемесячно – по тем временам феноменальный результат.
Несмотря на
такой успех, всего за пару лет Осборн довёл свою компанию до
банкротства. Причиной краха стала простейшая маркетинговая ошибка
бизнесмена: в 1983 году он объявил во всеуслышание, что готовит новую,
гораздо более совершенную модель своего компьютера – Vixen.
Покупатели
отреагировали именно так, как и должны были: в ожидании более
совершенного продукта они перестали покупать Osborne 1. Не получая
доходов и не имея средств на разработку и выпуск новой модели, компания
Осборна развалилась. Подобная катастрофическая маркетинговая ошибка с
тех пор и носит название «эффекта Осборна»
Сегодня производители
панически боятся повторить судьбу Осборна. Обратите внимание, как
тщательно они скрывают информацию о дате выхода и характеристиках своих
новых продуктов. Что мы знаем о iPhone 5 или iPad 3? Каким будет
следующий Amazon Kindle? Все имеющиеся на этот момент данные основаны
исключительно на слухах и утверждениях всевозможных источников (часто
безответственных и делающихся исключительно с целями самопиара).