В России начинаются Святки. Христианский
праздник сопровождается древними языческими обычаями, уничтожить
которые у церкви не получается веками. Так что и на этот раз молодые
люди пойдут колядовать.
Одним из самых любимых праздников молодежи
на Руси были зимние Святки, которые по старому стилю длились с 24
декабря по 6 января. Они охватывали и Рождество, и Новый год.
В этот
период молодежь и дети ходили по дворам или по домам колядовать.
Сегодня эти 12 праздничных дней выпадают на период с 7 по 19 января (то
есть уже не захватывают Новый год), а традиция колядования осталась
разве что в отдельных деревнях России, Украины, Белоруссии.
Терминология
Слово «коляда» происходит от латинского calendae (kalendae): у
древних римлян «календы» обозначали первый день месяца. На
церковнославянском языке слово «колада» уже поменяло свое значение и
превратилось в «Новый год». Позднее от него произошла и «коляда». В
славянских языках этот термин чаще всего обозначает обрядовые песни,
которые исполнялись во время колядования, либо сам процесс обхода
соседей, которым колядовщики пели песни, за что и получали определенное
вознаграждение.
Щедрые хозяева обычно раздавали колядовщикам деньги или угощения --
хлеб или какую-то другую выпечку. Отсюда пошли названия вроде
«каледник» (на курском диалекте) -- круглые ржаные булочки для скота,
«коладек» (на македонском языке) -- хлеб из кукурузной муки, который
ставился на стол в Сочельник и оставался там вплоть до Крещения.
Участники обряда
В колядовании принимали участие все жители деревни. Однако они
делились на две группы. С одной стороны -- молодежь: девушки на выданье
и парни-женихи, которые обходили все дома («гости»). С другой --
семейные пары, принимавшие и угощавшие колядовщиков («хозяева»).
Колядование -- это коллективный обряд. Из толпы колядовщиков
выделялся мехоноша, или мехоноска, -- парень или девушка, которые несли
мешок со всеми дарами щедрых хозяев. Часто именно эти молодые люди были
и заводилами, они предводительствовали в толпе колядовщиков. У
предводителя иногда был «колядный посох», например палка с
колокольчиками. Остальные участники пели, играли на музыкальных
инструментах и плясали.
Подготовка к святочным колядкам
Готовиться к веселым Святкам начинали заранее: разучивали песни,
готовили костюмы, договаривались с музыкантами и танцорами. Иногда
девушкам и парням приходилось выучивать до 80 текстов, так как они
должны были «околядовать» каждого члена семьи. Считалось позором, если
певцы сбивались, путали слова или не могли подобрать нужную к
настоящему моменту песню.
Обычно колядовщики ходили по домам три раза за праздники: в
Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Однако в разных
местностях этот обряд мог происходить и в любые другие дни Святок. Чаще
всего обходы начинались вечером или даже ночью. Например, южные славяне
считали, что колядовать надо именно ночью, потому что в это время по
улицам бегают вампиры, караконджулы (водяные демоны) и другие духи,
которых можно отогнать песнями. С утра же по домам обычно ходили
детские группы.
Ряженье
Перед началом колядования ватага молодежи должна была, прежде всего,
преобразиться. Роль «гостей», обходивших дома, -- это роль предков,
которые посещают с «инспекцией» этот мир и требуют для себя жертвы --
даров от жителей деревни или города. Молодежь собиралась в каком-нибудь
амбаре. Там они надевали на себя какие-нибудь лохмотья, выворачивали
мехом наружу кожухи, обкручивали руки и ноги соломой, переодевались в
одежду противоположного пола, надевали обычную одежду задом наперед и
так далее. Лица колядовщики закрывали масками, низко надвинутыми
шапками и платками. Иногда могли приделывать бороды, усы, вымазывать
лица сажей, дегтем, свеклой, белилами или обсыпать мукой.
Но менялся не только их внешний облик. Они начинали ходить не так,
как обычно: подпрыгивать, пританцовывать, крутиться, хромать. Меняли
голос -- иногда в этом им могли помогать какие-либо свистульки, пищики,
дудочки и другие музыкальные инструменты. Да и вели они себя иначе:
бесновались, не выказывали обычного почтения к старшим и т. д.
Когда собиралось несколько групп колядовщиков, то они распределяли
между собой отдельные участки деревни или города. В противном случае,
если позднее такие группы встречались на улице, то дело могло дойти
даже до драки.
Обычно колядовщики подходили к околице, пересекали невидимую границу
и как бы попадали из иного мира в этот мир, к живым людям. Появление
«предков» было шумным, заметным. В некоторых местностях колядовщики в
дом не заходили -- колядовали около окна на улице. Но чаще все-таки
вваливались веселой толпой в дом, пересекали еще один порог, еще одну
невидимую границу.
Обряд колядования
Исполнение песни-коляды -- это определенное магическое действие,
поэтому оно происходило по «сценарию», который в каждом отдельном
регионе или даже населенном пункте имел свои особенности. Однако были и
общие черты. Прежде всего, колядовщики окликали с улицы хозяев,
спрашивали разрешения поколядовать, узнавали, не спят ли в доме, готовы
ли угостить.
Затем начинали петь (реже произносить) коляду. Сакральная часть
текста -- заклинание -- обычно ограничивалась в начале и конце какой-то
словесной бессмыслицей, некими «замками». Например, «коляда-моляда» или
«да виноградиё, да красно-зеленоё». После этого колядовщики
славословили хозяев. Обязательно перечисляли в определенном порядке
всех домочадцев, иногда упоминали и скотину, и даже предметы утвари.
Например:
Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс
У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Колядовщики желали хозяевам благополучия, здоровья, хорошего урожая
и приплода скотины. Но чтобы все эти пожелания сбылись, те должны были
принести определенную жертву, сделать колядовщикам-предкам подарок.
Иначе их могли ждать только несчастья. Начиналась вторая часть коляды
(с угрозой и проклятьями нещедрым хозяевам):
Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто даст пирога --
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки --
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки --
Завалим окошки.
Кто не даст пирога --
Сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба --
Уведем деда.
Кто не даст ветчины --
Тем расколем чугуны.
Обычно хозяева щедро одаривали колядовщиков съестными продуктами
(выпечкой, салом, колбасой, орехами, фруктами), реже мелкими деньгами и
мотками пряжи. В тех случаях, когда девушкам и парням казалось, что
хозяин поскупился, они могли и на самом деле выполнить какую-то угрозу:
раскидать поленницу с дворами, облить дверь дома водой, чтобы она
примерзла, или полить водой крыльцо.
После того как колядовщики обходили все дома, они с криками и
гиканьем вновь уходили за околицу, как бы покидали этот мир. Там
мехоноша делил всю добычу поровну между участниками действия. Потом
молодежь либо расходилась с подарками по домам, либо собиралась в
посиделочной избе, где устраивала пирушку и съедала все собранные по
соседям угощения.
С XV века церковь пыталась запретить эти языческие обычаи. Она
хотела ввести другую традицию: по домам чинно ходили священнослужители,
пели церковные песни, но и от даров тоже не отказывались. Однако, судя
по результатам этнографических экспедиций, языческие колядки все же
пережили все запреты и в той или иной форме существуют по сей день.