Дом-корабль,
Дом Атомщиков, Дом Холостяков, Дом на Тульской, Титаник, Лежачий
небоскрёб - все это различные названия одного строения советской эпохи
находящегося в Москве по адресу Большая Тульская улица дом 2. В народе
его также прозвали "Большой дом” или "Длинный дом” за свою
полукилометровую длину и 50-метровую высоту.
Дом, построенный на
просторной местности с малоэтажной застройкой вокруг, был почти белым и
на фоне синего неба выглядел как плывущий по морю круизный лайнер,
отсюда и название: дом-корабль. Сейчас, конечно, из-за построенных
вокруг домов, не чувствуется тот бескрайний простор, да и цвет его
далеко уже не белый, а серый от пыли и грязи.
В этом здании 9
подъездов и почти 1000 квартир. Холостякам здесь давали однокомнатные
квартиры, вот почему одно из названий - "Дом холостяков”. Для его
строительства использовалось несколько видов строительных материалов -
монолит, железобетонные плиты и балки, кирпичная кладка. Одна из историй
об этом "доме-монстре” гласит, что главный прораб до этого строил
только атомные реакторы в СССР, поэтому некоторые их особенности были
внесены и в эту постройку "на случай атомной войны” (отсюда название
"Дом атомщиков”). Например, его сейсмическая устойчивость, плюс для
препятствия складывания все углы не по 90 градусов, а по 87 и 93.
Этот
финский проект считался инновационным, но за время его строительства,
около 20 лет, пройдя кучу инстанций и не получив некоторых согласований,
проект претерпел некоторые корректировки, причем уже во время
строительства. Поэтому квартиры здесь разных планировок и площадей, а
система водоснабжения невероятно запутанная. Только в одной квартире
может быть три стояка, один из которых перекрывает воду у соседей. Также
в доме есть неиспользуемые комнаты, имеющие окна, но без входов и
выходов.
С этажностью тоже какая-то неразбериха - официально "дом
атомщиков” имеет 14 этажей, но визуально 16, при этом первые два этажа
высотой с пятиэтажку.
Огромное по размерам здание уже не является
украшением города, но до сих пор привлекает к себе внимание.
Фактически, после постройки этого здания закончилась эпоха
конструктивизма в Москве, после чего столичные власти не решались на
подобные эксперименты.