Не так давно в Британии состоялся суд,
перед которым предстали трое людей, обвиняемых в торговле оружием. В
качестве улики была предъявлена аудиозапись процесса сделки, но защита
заявила, что это монтаж. И тогда суд впервые обратился к Алану Куперу
(старшему специалисту по цифровым технологиям Столичной полиции) как к
эксперту по анализу частоты электросети.
Какое отношение электросеть имеет к аудиозаписям? Оказывается,
непосредственное. Электрическая сеть издаёт звук (точнее, шум) на
частоте 50 Гц, правда очень тихий: расслышать его невооружённым ухом
можно разве только около трансформаторной будки. Но тем не менее, на
аудиозаписи он умудряется попасть, при условии что дело было не слишком
далеко от какой–нибудь розетки или лампочки.
А теперь — самое
интересное. Частота этого шума в идеале должна быть всегда ровно 50 Гц,
но она, разумеется, немного гуляет из–за неравномерности нагрузки на
сеть. Рисунок флуктуаций при этом получается уникальным как отпечаток
пальца и одинаковым в пределах одной энергетической системы. Если вести
непрерывную запись этих флуктуаций, можно по извлечённым с аудиозаписи
шумам, во–первых, точно датировать эту запись, а во–вторых, выявить
признаки монтажа. Используемый принцип вообще здорово смахивает на метод
дендрохронологии. Так вот, записи ведутся криминалистами уже не первый
год, по крайней мере в Британии и Германии, и теперь всё готово для
широкого внедрения новейшего метода в практику.
Да, та запись–то из суда оказалась не смонтированной. Хьюм Бент,
Карлос Монкриф и Кристофер Маккензи получили 33 года на троих. С
почином.