Исследователи собираются пробурить скважину до мантии нашей планеты
Человечество
успело побывать в космосе и планирует добыть образцы с Марса. Но совсем
не так радужно дела обстоят с исследованиями глубоких слоев Земли.
Новый проект создан с целью исправить эту ситуацию, и впервые в истории
пробурить скважину до мантии Земли.
Бюджет
этой миссии составляет $1 миллиард. Ученые собираются пробурить
подводную скважину глубиной в 6 км и доставить на поверхность первые
свежие образцы мантии. Земная мантия - это слой толщиной в 3000 км,
состоящий из медленно деформирующихся пород, зажатых между корой и ярдом
планеты. Именно в этом слое содержится большая часть материи нашей
планеты.
Это позволит ответить на одни из самых острых вопросов
касательно происхождения и эволюции Земли, поскольку почти всё морское
дно и континенты, образующие сушу Земли, образовались из мантии.
Геологи,
участвующие в проекте, приравнивают значимость этого проекта к первой
высадке человека на Луне, по ценности тех образцов, которые будут
добыты.
Чтобы добраться до места залегания этих образцов,
международная команда ученых должна разработать метод бурения
сверхтвердых пород с помощью 10-километровых бурильных колонн. Уровень
сложности технической задачи был охарактеризован одним из лидеров
проекта, Дэймоном Тиглом из Саунтгемптонского университета, как "самый
большой вызов в истории науки Земли".
Тот факт, что бурение будет
проходить прямо посреди океана, делает этот проект еще сложнее. Такой
выбор был обусловлен тем, что размер земной коры здесь составляет всего 6
км, по сравнению с 60 км на поверхности Земли.
Толщина скважины
составит всего 30 см на всем протяжении от поверхности океанского дна до
мантии, что можно приравнять к монументальному инженерному достижению.
До
мантии ученые собираются добраться с помощью специально построенного
для этого проекта японского бурового судна Тикю, которое уже успело
установить мировой рекорд в истории океанского бурения, достигнув
отметки в 2,2 км под океанским дном.
Помимо самого факта
грандиозного технического достижения, добытые образцы мантии позволят
уточнить многие теоретические допущения об устройстве нашей планеты. У
нас все еще нет точных знаний о том, как устроена и из чего состоит
мантия, несмотря на то, что она составляет 68% массы Земли.
"Мантия
- это двигатель нашей планеты, который управляет тем, как работает наша
планета и играет ключевую роль в формировании континентов,
землетрясений и вулканов", - сказал Тигл.
Японское правительство уже внесла свою лепту в этом проект, построив судно Тикю. Если
проект получит соответствующее финансирование, то бурение начнется уже в
этом десятилетии, что позволит человечеству достигнуть мантии Земли уже
в начале 2020-х годов.