В начале апреля газета The Los Angeles Times опубликовала интервью с американскими ветеранами, работавшими в сверхсекретной Зоне 51 в штате Невада. Они рассказали, что свидетельства появления НЛО над территорией Америки и других стран в 1960-е годы связаны вовсе не с активностью представителей иных цивилизаций, а с испытаниями секретных образцов боевой авиации, разрабатывавшихся в интересах ЦРУ и Пентагона. О существовании объекта у озера Грум, успевшего обрасти легендами и слухами, было известно давно. Возможность рассказать о нем появилась относительно недавно, так как лишь в 2007 году ЦРУ рассекретило программу самолета A-12, известного под кодовым названием OXCART.
Разработку этого летательного аппарата корпорация Lockheed Martin начала еще в конце 1950-х годов в интересах ЦРУ. Примерно в то же время, 1 мая 1960 года, в районе Свердловска расчетом ЗРК С-75 был сбит другой секретный американский аппарат — высотный самолет-разведчик U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. После этого программа U-2 фактически перестала быть секретной, и A-12 позиционировался в качестве более совершенной альтернативы, способной противостоять радарам и системам ПВО вероятного противника. Испытания обоих самолетов проходили в так называемой Зоне 51.
В 1962 году первый OXCART, напоминавший, скорее, не обычный самолет, а летающую тарелку, был доставлен в район озера Грум, где совершил испытательный полет. Спустя еще год в результате использования усовершенствованных двигателей испытателям удалось достичь скорости, более чем в три раза превосходящей скорость звука. 87-летний отставной полковник Хью Слейтер, который в те годы был командиром авиабазы в районе Зоны 51, убежден, что именно разведывательный самолет A-12 американцы могли принять за неопознанный летающий объект.
Причин для этого, по его мнению, было много. В частности, весьма нестандартный по своей форме летательный аппарат был изготовлен из титановых материалов и отражал солнечные лучи таким образом, что его вполне можно было принять за объект неземного происхождения. A-12 также был способен развивать немыслимую по тем временам скорость и фактически перемещался со скоростью пули.
A-12 OXCART. Фото с сайта planesandchoppers.com
24 марта 1963 года OXCART, за штурвалом которого находился ныне 80-летний ветеран, бывший пилот-испытатель ЦРУ Кеннет Коллинз, потерпел крушение в штате Юта, однако пилоту удалось успешно катапультироваться. Коллинза и находившиеся неподалеку обломки самолета заметили трое местных жителей, предложившие доставить пилота на машине к месту катастрофы. До этого момента ни один гражданский, не имевший специального допуска к государственным секретам, не видел OXCART, и пилоту удалось убедить добровольных помощников, что приближаться к нему опасно, поскольку самолет оснащен ядерным оружием.
Слова пилота казались вполне правдоподобными, поскольку в то время в Неваде действительно проводились испытания ядерных вооружений. В итоге Коллинза доставили до ближайшего дорожного патруля и передали полицейским. ЦРУ, в свою очередь, удалось скрыть от общественности подробности авиакатастрофы, представив ее как крушение бомбардировщика F-105 Thunderchief. Эти детали до сих пор указаны и в официальных документах о происшествии.
Сотрудники разведуправления впоследствии нашли местных жителей, ставших свидетелями крушения, и заставили их дать расписку о неразглашении государственных секретов. Самому Коллинзу пришлось пережить унизительную процедуру, которую он не может забыть и спустя 46 лет. Агенты ЦРУ вкололи ему так называемую «сыворотку правды» и подвергли допросу, чтобы выяснить, что на самом деле могло стать причиной катастрофы. После этого летчика, состояние которого напоминало опьянение, на его же машине доставили к дому, внесли внутрь и передали ключи от автомобиля жене без всяких комментариев. На первый взгляд могло показаться, что Коллинз просто «перебрал лишнего».
Фотография военного объекта в районе озера Грум. Фото НАСА.
Полеты A-12 OXCART продолжались фактически до 1968 года, когда ЦРУ отказалось от дальнейшей работы над этим проектом. При этом 5 из 13 построенных самолетов были потеряны в результате авиакатастроф. По словам Хью Слейтера, только за время его службы на авиабазе в районе Зоны 51 машина успела налетать 2850 часов. В это же время, по его словам, в регионе было отмечено множество фактов появления НЛО.
Среди свидетелей таких случаев было немало пилотов гражданских авиалайнеров, которые обычно передавали эти сведения в Федеральное авиационное агентство США. Все они впоследствии давали расписку о неразглашении государственных секретов, однако, по словам Слейтера, нередко не могли удержать язык за зубами. Это отчасти и породило сплетни о связях пришельцев с таинственной Зоной 51.
За свою короткую карьеру на службе Америке A-12 OXCART успел поучаствовать и в боевых операциях, хотя, судя по всему, в полной мере возложенных на него надежд не оправдал. Изначально, по данным печати, американцы планировали использовать его для разведки территории СССР и Кубы, но после нескольких случаев уничтожения самолетов-разведчиков U-2 советскими силами ПВО отказались от этой идеи. Тем не менее, в 1967 военные использовали OXCART для изучения системы ПВО на территории Вьетнама во время вторжения в эту страну, а также в 1968 году во время захвата Северной Кореей корабля «Пуэбло».
Некоторые источники утверждают, что самолетам A-12 все же удалось незаметно вторгнуться в воздушное пространство СССР, Китая и Кубы. Однако официальных подтверждений этим фактам нет.
Интересно, что, по словам еще одного ветерана, инженера Торнтона Барнса, также согласившегося на интервью The Los Angeles Times, при разработке секретных летательных аппаратов типа A-12 конструкторы охотно использовали зарубежные технологии, включая скопированные с советских самолетов «МиГ». Но в отличие от американских секретных аппаратов A-12, «МиГи» не были выполнены в форме летающих тарелок.
SR-71 Blackbird. Фото с сайта www.visitingdc.com
Тем не менее, сверхсекретный американский самолет породил целую серию других проектов. В частности, на его основе Lockheed Martin разработала стратегический самолет-разведчик SR-71, получивший неофициальное прозвище Blackbird. Всего было построено 32 таких машины, которые до 1998 года официально оставались на вооружении ВВС США и НАСА. 12 из них были потеряны в результате катастроф.
Максимальная высота горизонтального полета SR-71 превышала 26 километров, и он также мог перемещаться со скоростью, в три раза превосходившей скорость звука. В 1976 году самолет установил абсолютный рекорд скорости, который, как утверждают, не побит до сих пор — 3529,56 километра в час.
Еще одним детищем программы считается беспилотный летательный аппарат D-21, который должен был использоваться в качестве вспомогательного элемента для другого проекта — самолета M-21 — и применяться в наиболее сложных и опасных операциях. D-21 оснащался камерой, которую после выполнения задания на заранее запрограммированном участке должен был сбросить на свою территорию.
Буквы «D» и «M» в названиях беспилотника и самолета объясняют их роли. «D» происходит от английского слова «daughter» («дочь»), а «M» — от слова «mother» («мать»). В отличие от A-12, самолет M-21 был двухместным, и роль оператора «дочернего» аппарата должен был выполнять «офицер управления запуском». Но основная сложность заключалась в запуске беспилотника D-21, поскольку зазор между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составлял всего 15 сантиметров, и пуск мог привести к повреждению «материнского» самолета.
M-21/D-21. Фото с сайта www.airliners.net
Первый успешный пуск беспилотника с борта M-21 удалось произвести в марте 1966 года. D-21, по свидетельству очевидцев, «парил» над задней частью самолета в течение нескольких секунд, хотя экипажу этот короткий промежуток времени показался «двумя часами». Инженер Келли Джонсон, главный конструктор проекта, признался потом, что это было самое опасное испытание, в котором он участвовал за все время своей работы в авиастроительной отрасли.
Еще два испытательных пуска беспилотников в том же году завершились успехом, однако в июле аналогичная попытка на скорости 3,25 звуковой привела к уничтожению обоих аппаратов — самолета и БПЛА. Кроме этого, в результате катастрофы погиб второй член экипажа, который, как и пилот, приводнился в океан, но впоследствии скончался от полученных травм. Видеоролик этого происшествия сегодня размещен на сервисе You Tube. После этого разработчики отказались от совместного использования D-21 и M-21.
Тем не менее, конструкторы модифицировали беспилотный летательный аппарат для использования на стратегических бомбардировщиках B-52 Stratofortress. Он получил наименование D-21B, хотя версии D-21A никогда не существовало. D-21B не только участвовал в испытаниях, но и применялся в боевых операциях.
Исчезнувший во время одного из пусков D-21B, как утверждают, упал на территории Сибири, и советские инженеры даже намеревались создать на его основе аналогичный образец. Но эта программа так и не получила развития. Сами D-21, впрочем, также можно увидеть лишь в качестве музейного экспоната, равно как и единственный из двух уцелевших M-21.
Не получил развития и проект истребителя-перехватчика YF-12 — еще одного детища A-12, предлагавшегося как альтернатива закрытому в то же время проекту XF-108 Rapier для ВВС США.
Признания американских ветеранов, которым привелось участвовать в этом уникальном проекте, сегодня представляют интерес не только для людей, интересующихся авиацией, но и для уфологов, продолжающих доказывать существование НЛО и верящих в интерес неземных цивилизаций к нашей планете. Но если для первых эти признания станут очередным поводом для более детального изучения рассекреченных американских программ, то вторых, скорее, лишь разочаруют.
Впрочем, относиться с полным доверием к словам американских ветеранов, может, и не стоит. Кто знает, какие еще секреты скрывает Зона 51?