Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют
споры правозащитников и общественности, - наказание, появившееся в
глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории
человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в
правоохранительной системе различных государств. Для расправы над
преступниками требовались палачи - неутомимые и готовые «трудиться» от
зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом. Кто
же такой палач на самом деле?
Палачи не носили маски
Средневековые
палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко
скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ
палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца
XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо.
Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена
никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач
рассматривался всего лишь как инструмент.
У палачей были династии
«Мой
дед был палач. Мой отец был палач. Теперь вот и я - палач. Мой сын и
его сын тоже будут палачами», - наверное, именно так мог бы сказать
любой средневековый кат, отвечая на вопрос о том, что повлияло на выбор
им столь «необычной» профессии. Традиционно должность палача переходила
по наследству. Все палачи, проживающие в одном регионе, знали друг
друга, а часто даже были родственниками, поскольку для создания семей
палачи часто выбирали дочерей других палачей, живодёров или могильщиков.
Причиной тому вовсе не профессиональная солидарность, а положение
палача в обществе: по своему социальному статусу палачи находились на
городском «дне». В царской России палачей выбирали из бывших уголовников, которым за это гарантировали «одежду и еду».
«Проклятье палача» действительно существовало
В
средневековой Европе существовало понятие «проклятье палача». Ничего
общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества
на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший
палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не
мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали
преступником.
Палачи не платили за покупки
Платили
палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649
года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового
жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это
компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был
широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё,
что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач
мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта
возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один
торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку
палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.
Впрочем,
со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт
бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов,
существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили,
поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое
лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это
сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял
ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим.
Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё
целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во
Франции была отменена только в 1981 году.
Палачу доставались вещи казнённого
Существует
мнение о том, что палачи всегда снимали сапоги с тела казненного, на
самом деле это верно лишь от части. Согласно средневековой традиции,
палачу позволялось забрать с трупа все, что было на нем ниже пояса. Со
временем же, палачам разрешили забирать все имущество преступника.
Палачи подрабатывали экзорцистами
В
средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в
церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во
время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем,
несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд
экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют
изгонять бесов.
Палачи торговали сувенирами
Сегодня
это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не
стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по
дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и
частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по
мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели
невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты
тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир - веревка
висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно
выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения
тела.
У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел
«лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе
1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к
деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и
руки — воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и
за убийство... чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».
Мастерство палача - главное в профессии
Профессия
палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В
частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову
человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи,
что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу
выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности,
поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству
учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей
проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины
из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то
вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний
британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время -
17 секунд.
На Руси предпочитали рубить ноги и руки
На
Руси способов лишения жизни был множество, и были они весьма жестокими.
Преступников колесовали, заливали им в горло расплавленный металл (как
правило, этого должны были опасаться фальшивомонетчики), подвешивали за
ребро. Если жена по каким-то причинам решила извести мужа, её закапывали
в землю. Умирала она долго и мучительно, а сострадательные прохожие
могли оставлять деньги церковные свечи и на похороны.
Если в
Европе палачами приходилось чаще рубить головы и поджигать костры, то в
России судебные приговоры чаще указывали калечить, а не убивать. По
Уложению 1649 года за кражу отрубали руку, кисть или пальцы. Лишиться
конечностей можно было за убийство в пьяной драке, кражу рыбы из садка,
подделку медных денег и незаконную продажу водки.
Современные палачи не скрываются от общества
Современное
общество, в котором декларируются принципы гуманизма, от палачей
отказаться так и не смогло. Причём под их личиной часто скрываются
политики. Так, летом 2002 года Кондолизза Райс, которая в то время была
советником президента США по нацбезопасности, лично дала устную санкцию
на использование «пытки водой» (waterboarding), когда человека
привязывают и льют ему на лицо воду, как это делали террористу Абу
Зубайде. Есть подтверждения и куда более жёсткой практики ЦРУ.
Самым
же знаменитым палачом ХХ века является француз Фернан Мейсонье. С 1953
по 1057 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Ему 77 лет, он и
сегодня живёт во Франции, своего прошлого не скрывает и даже получает
от государства пенсию. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них
семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»:
право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и
налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы –
гильотину «модель 48» - он хранит и сегодня.
Мохаммед Саад аль-Беши
- действующий Главный палач Саудовской Аравии. Ему сегодня 45. «Не
важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я
выполняю божью миссию и потому не знаю усталости», - говорит палач,
который начал работать в 1998 году. Ни в одном интервью он не
обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает,
зато похвастался, что за высокий профессионализм власти премировали его
мечом. Меч Мохаммед «держит острым, как бритва» и «регулярно чистит».
Кстати, он уже обучает ремеслу своего 22-летнего сына.
Одним из
самых известных палачей в постсоветском пространстве является Олег
Алкаев, который в 1990-е году был начальником расстрельной команды и
возглавлял СИЗО Минска. Он не только ведёт активную социальную жизнь, но
и выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали
палачом-гуманистом.