Предприниматели из США намерены заработать лишь на одной идее лунного рекламного бизнеса, но в создании роботов, необходимых для её реализации, нет ничего фантастического (иллюстрация Moonpublicity). Романтический ужин на берегу моря при свете логотипа кока-колы, занимающего добрую четверть лунного диска, – что может быть прекраснее? А если серьёзно, очередная затея с рекламой на поверхности Луны заставляет подумать о защите ночного светила от посягательств ловких дельцов. Пусть сейчас достичь Луны непросто, послезавтра всё может измениться. Очередная околокосмическая затея, похожая то ли на глупый розыгрыш, то ли на безумство, всколыхнула общественность. В день 40-летия высадки человека на Луну американская компания Moonpublicity объявила о старте аукциона по передаче заинтересованным сторонам лицензии на технологию формирования гигантских логотипов на видимой стороне нашего естественного спутника. Заявки будут приниматься до 20 октября 2009 года, а победитель должен быть объявлен в начале ноября, сообщает компания. Начальная ставка — $46 тысяч. В случае победы человек или компания получает право на использование патента "Технология формирования тени" (Shadow Shaping technology), описывающего эффективный метод создания огромных по площади и хорошо различимых с Земли изображений на видимой стороне Луны. Суть затеи ясна из этого ролика. Это похоже на лунных роботов-землекопов, разрабатываемых совсем с другой целью. Но новые машины должны месяцами колесить по заранее рассчитанному маршруту, чтобы создать лунный рекламный постер. Это непростая задача, учитывая, к примеру, массу приключений, выпавших на долю американских марсоходов. А если уж прикинуть темп продвижения таких аппаратов… Авторы идеи оптимистичны. Мол, солнечные батареи на Луне дают приличное количество энергии. И вообще – технологии на месте не стоят. Принцип создания контрастных полосок и "рекламный ровер" (иллюстрации Moonpublicity). "Во время "Лунного Возрождения" средства массовой информации будут искать связанные с Луной истории. Даже если вы больше ничего не сделаете, а только выпустите пресс-релиз, гласящий, что вы приобрели лицензию на технологию создания рекламного изображения на Луне, у вас откроются невероятные возможности для воздействия на СМИ", — завлекает Moonpublicity потенциальных клиентов. Но главное – "Вы можете нанести на Луну логотипы, адреса сайтов, мемориальные надписи и даже портреты любимых людей", — продолжают ловкачи. И хотя реальное создание изображений сколь-нибудь приличных размеров потребует запуска целой армии роботов (что будет стоить миллиарды долларов), изобретатели из Юты верят, что лунная реклама способна окупить себя. В качестве отправной точки они берут стоимость рекламы в трансляции матчей Super Bowl и число зрителей чемпионата. Мол, на Луну в течение месяца хотя бы иногда поглядывает каждый житель планеты. А реклама на Селене останется там на века, если не на тысячелетия. Но рекламодателям нечего задумываться о таких "пустяках". Затраты на запуск роботов окупятся уже через три года после завершения работы над логотипом, и дальше будет идти чистая прибыль, уверяют бизнесмены. Изображение будет хорошо видно, только когда Луна будет проходить первую и последнюю четверти в своей смене фаз. В полнолуние логотип пропадёт, и наш спутник будет выглядеть как обычно, успокаивают предприниматели (иллюстрация Moonpublicity). Более того, новаторы от рекламы напоминают, что с правом частной собственности на лунные участки до сих пор существует неопределённость, и что огромные изображения, вырезанные в грунте Луны, — хорошее физическое подкрепление претензий на ту или иную территорию. Многие в этой связи вспоминают роман Роберта Хайнлайна "Человек, который продал Луну" (The Man Who Sold the Moon), изданный в 1950 году. В книге рассказывается о предпринимателе, одержимом идеей полёта человека на Луну, о том, что такая экспедиция потребует решения не только технических проблем, но сбора огромных средств (что в последствии и реализовалось — Америке высадка астронавтов на Селену обошлась в колоссальную сумму). Ради реализации своей мечты герой романа идёт на массу ухищрений. Среди прочего он выманивает деньги у владельцев компании-гиганта по выпуску безалкогольных напитков Moka-Cola, стращая их тем, что их конкурент – компания 6+ – уже заказал у него создание при помощи ракет, разгоняющих лунную пыль, огромного логотипа на равнинах ночного светила. И обоих бизнесменов он пугает Советами, которые раньше всех могут нарисовать на Луне гигантские серп и молот. Обложка книги "Человек, который продал Луну" (иллюстрация с сайта wikipedia.org). "Человек, который продал Луну" предвосхитил многие события нашего времени. И да, ведь такой человек существует. "Владелец Луны" — это американец Дэннис Хоуп (Dennis Hope). О его деятельности мы подробно рассказывали, как и о том, что его примеру преспокойно последовал ряд других предпринимателей, нимало не переживая по поводу того, что они продают кому-то уже трижды проданные лунные участки. Ряды гордых собственников лунной поверхности (равно как участков на Марсе, кстати) ширятся до сих пор. Новоявленные "космические ранчеро" гордо показывают пёстрые бумажки гостям. Между тем одни эксперты в области права лишь смеются над кутерьмой вокруг такого бизнеса, другие, на всякий случай, ломают головы над юридическим обоснованием новых лунных экспедиций NASA. Кстати, и идея рекламы на Луне всплывает далеко не в первый раз. Если даже не считать фантастический роман. Так в конце 1990-х компания Pizza Hut решила поместить свой логотип на Луне, сообщала в своё время BBC. Pizza Hut даже наняла экспертов, чтобы оценить возможность замысла. Правда, идея была куда более "гуманна" по отношению к Селене. Вместо нудного вырезания километров линий в лунной пыли (которые остались бы там на тысячелетия) менеджеры ресторанной сети вознамерились просто высветить огромный логотип компании при помощи системы лазеров — с Земли. Учёные, впрочем, посчитали, что для хорошей видимости изображения картинка должна была занять на Луне площадь размером с Техас, и что с существующими технологиями — это нереальная задача. Руководители Pizza Hut огорчились, но виду не подали — "космическую" рекламу они себе всё же купили, просто поместив многометровый логотип компании на бок одного из стартующих российских "Протонов". Размещение своего логотипа на "Протоне" Pizza Hut проплатила в июле 2000 года, а в мае 2001-го организовала доставку пиццы на МКС, где её опробовал Юрий Усачёв (фото AFP, HO/WirePix). С "причёсыванием" лунных морей примерно та же история. Пока это едва ли выполнимая задача. Так что сегодня, глядя на находчивость предпринимателей из Moonpublicity, вполне можно улыбаться и вспоминать анекдоты по случаю. Например такой. Астронавты, высаживаясь на Луну: — Хьюстон, у нас проблема! Хьюстон: — Какая? - Русские покрасили Луну в красный цвет. - У вас есть с собой белая краска? - Да, а зачем? - ОК, напишите сверху Coca Cola. Но насколько реальны притязания Moonpublicity сейчас — не имеет значения. Главное, мы действительно стоим на пороге эпохи, в которую техника уже будет позволять частным безумцам делать с Луной что угодно. И это — тема для серьёзного обсуждения. Частный бизнес уже способен эффективно решать задачи, которые ранее были по плечу только государственным машинам с их огромным промышленным потенциалом под рукой. На тему размещения рекламы на Луне не раз появлялись и "проекты", и розыгрыши. Чем бы ни оказался замысел Moonpublicity сегодня, нечто подобное может реализоваться завтра (иллюстрация с сайта bizzia.com). Вспомним о соревновании Google Lunar X PRIZE. Тут уж никаких сомнительных схем: частная космическая отрасль действительно намерена высадиться на Луне (правила этой гонки — тут). Команд претендентов набрался, по меньшей мере, десяток. Помимо главной задачи — первой в мире частной посадки лунохода — они ставят перед собой другие, порой эмоциональные и романтические цели. Так, одна компания намерена посадить робота точно на место посадки легендарного Apollo 11 (на днях впервые отснятого с лунной орбиты), а вторая мечтает высадить на Луне живой цветок. Прошлой осенью знаменитый создатель не менее знаменитых игр DOOM, Quake и Wolfenstein Джон Кармак (John Carmack) выиграл приз за имитацию посадки ракетного модуля на Луну. А всего неделю назад первая в мире частная жидкостная ракета-носитель впервые же подняла на околоземную орбиту спутник. И это только начало. Moonpublicity свою безумную затею подаёт под соусом ни много ни мало спасения человечества. Логика тут такая — Земля не вечна. Наш мир может погубить война, катастрофическая перемена климата, большой астероид, проснувшийся супервулкан... Так что пора подумать о создании "резервной копии" человечества, а попросту — плотно осваивать космос. Для этого нужны огромные деньги, их якобы и способна принести реклама на Луне и вообще — коммерциализация космоса. "И разве чей-нибудь логотип едва ли не на половину Луны — большая плата за достижение столь важной цели?" — убежденно вопрошает Moonpublicity. Плато и кратер Аристарх (фото сделано с корабля Apollo 15) – одно из мест, намеченных Moonpublicity в качестве возможной рекламной площадки (иллюстрация Moonpublicity, фото с сайта the-moon.wikispaces.com). Другие частные компании, занятые в космической отрасли, нередко говорят примерно о том же, только пока больше тратят, чем зарабатывают. Частники уже направляют большие средства на разработку реальных лунных технологий (в рамках того же соревнования Google Lunar X PRIZE), не забывая о сотрудничестве с учёными (многие претенденты на приз намерены напичкать свои луноходы исследовательским оборудованием, предоставленным институтами и университетами). И хотя общая цель любого бизнеса — заработок, такой подход представляется более благородным, нежели рекламный "бизнес на реголите". Можем ли мы повлиять на баланс сил в этой сфере? Давайте подумаем, какое же лицо окажется у эпохи освоения Луны 2.0. Лицо, смотрящее на нас по ночам. http://www.membrana.ru/
|