AMD Eyefinity: новая технология подключения нескольких дисплеев
AMD Eyefinity: новая технология подключения нескольких дисплеев
Введение
Ключевые
изменения графической подсистемы компьютера происходят нечасто.
Возможно, последним серьёзным шагом вперёд стал переход на рендеринг на
нескольких GPU - те же технологии ATI CrossFire или nVidia SLI.
Конечно, несмотря на хорошо известные преимущества использования
нескольких GPU, технология имеет очевидные недостатки. Обычно для таких
конфигураций требуется более одного слота PCI Express, да и вам
придётся смириться с энергопотреблением двух видеокарт или даже
большего количества вместо одной.
Что касается применения, то
можно растянуть рабочий стол по нескольким мониторам, запустить
несколько приложений по одному или большему числу мониторов
одновременно. Впрочем, традиционно работа приложений по более чем
одному экрану приводила к тому, что терялось ускорение. То есть вы
могли получить либо размер, либо скорость, но не то и другое
одновременно.
Времена
изменились. Новая технология AMD Eyefinity переносит нас на следующий
уровень в поддержке нескольких мониторов на массовом рынке. Известная
только некоторым инженерам AMD как "SunSpot" до момента своего
официального выхода, Eyefinity позволяет подключать к одной видеокарте
до шести мониторов, что обеспечивает массивную область поверхности,
превышающую 24 мегапикселя. Если вы почитаете документацию AMD по
поводу Eyefinity, в ней говорится, что "мы встали на путь Holodeck"
(концепция этой комнаты впервые появилась в сериале Star Trek/Звёздный
путь). Учитывая, что комната Holodeck в сериале Star Trek подразумевала
тактильную отдачу на основе силовых полей и другие подобные
фантастические изобретения, всё же это утверждение кажется нам
преувеличенным. Лучшим сравнением можно назвать CAVE (Cave Automatic
Virtual Environment) - небольшую комнату, состоящую из трёх-шести
экранов, на которые с помощью проекторов выводится 3D-картинка. В
десятках университетов по всему миру используются системы CAVE для
исследований, поэтому перед нами своего рода потребительская версия
CAVE на технологиях AMD. Если вы читали "451 по Фаренгейту/Fahrenheit
451" и помните систему домашнего развлечения с тремя стенами, как её
представлял себе Брэдбери, то именно в эту сферу направляется Eyefinity
(возможно, с помощью ещё и высокоскоростного широкополосного
подключения).
Если ваш основной компьютер - это ноутбук с
одним экраном, то идея использования шести мониторов может показаться
чрезмерной. Так что сразу же скажем: Eyefinity - это способ достижения
цели, а не конечный продукт. Если CrossFire является для ATI/AMD
способом достижения цели использования нескольких GPU для потребителей,
то Eyefinity - следующим этапом эволюции этого. То есть цель
заключается в создании вычислительных поверхностей, на которых вы
можете визуализировать ваше компьютерное окружение, причём с
максимальной масштабируемостью.
Сегодня интерфейс DisplayPort
является ключевым элементом для такой масштабируемости, поскольку он
меняет способ поддержки нескольких мониторов для видеокарты. Но давайте
чуть подробнее поговорим о том, что представляет собой Eyefinity.
За пределами двух экранов
Существуют
разные способы создать поверхность из нескольких мониторов. Nvidia
привлекла немало внимания на CES 2010 своей демонстрацией технологии 3D
Vision Surround, но этот подход требовал использования двух видеокарт,
управляемых и синхронизируемых с помощью программного обеспечения.
Каждая видеокарта по-прежнему выводит картинку на два дисплея, что
существует уже многие годы. То есть мы не получили улучшение аппаратной
масштабируемости поверхности отображения. Реализация по-прежнему
требует две видеокарты, а также материнскую плату с поддержкой SLI для
их совместной работы. При этом подобная связка потребляет больше
энергии по сравнению с решением на одной видеокарте.
С помощью
Eyefinity одна видеокарта может работать с числом дисплеев до шести (в
зависимости от модели, конечно). AMD утверждает, что все GPU линейки
5000 поддерживают Eyefinity. Однако производитель видеокарты сам
решает, как он будет реализовывать поддержку Eyefinity на той или иной
модели. На момент написания статьи только видеокарты 5800 поддерживали
Eyefinity в режиме CrossFire, так что вполне разумно предположить, что
вычислительная пропускная способность так или иначе влияет на решение
производителя. Видеокарта Radeon HD 5970 недавно вернула AMD в лидеры
по производительности GPU среди настольных ПК, поэтому AMD вряд ли
желает рисковать своим имиджем: чтобы покупатели видеокарт линейки 5400
попытались растянуть Left 4 Dead 2 по трём экранам с максимальными
настройками и удивились, что играть совершенно невозможно. Всё же
возможность подключения нескольких дисплеев - это одно, но увеличение
нагрузки на конвейеры рендеринга - это совсем другое. И производителям
нужно удачно соотносить возможности вывода на дисплеи и количество GPU
в системе.
Сразу
же проясним ситуацию, что GPU линейки Radeon HD 4000 и предшествующие
модели не поддерживают Eyefinity. GPU, пусть даже они очень хорошие, не
имеют достаточной мощности или возможностей вывода на дисплеи, чтобы
подключить больше двух мониторов с высоким разрешением.
"Для
2D-приложений, которые используются для работы, нагрузка на
вычислительную пропускную способность проблем не представляет вообще",
сказал Шейн Парфитт (Shane Parfitt), менеджер по продуктам отделения
GPU AMD. "Проблемы с производительностью возникают в 3D-играх, когда
утраивается число пикселей в конфигурации 3x1. Конечно, GPU сложнее
справиться с такой нагрузкой. Наши GPU на данный момент являются самыми
мощными на планете. Мы тестируем их с 30" панелями - с разрешением
2560x1600, то есть более 6 миллионов пикселей каждая. Иногда приходится
выключать настройки сглаживания, чтобы игра шла со скоростью не меньше
30 fps. Обычно же в случае разрешения 1920x1200 у трёх панелей, игры
идут очень хорошо, особенно на high-end видеокартах".
Но как
насчёт того, чтобы использовать два или более GPU для увеличения
вычислительной пропускной способности для поддержки нескольких дисплеев?
"Мы
только сейчас начинаем поддерживать конфигурации CrossFire", сказал
Парфит. "Мы получили существенный спрос на эту функцию со стороны
рынка, поэтому мы представили её в виде hotfix-исправления драйвера. Но
она станет официальной функцией в нашем февральском выпуске Catalyst."
В
частности, в ноябре 2009 года видеокарта Radeon HD 5970 стала первой
моделью с поддержкой Eyefinity с CrossFire, и в то время было всего 20
или около того приложений, которые были валидированы на поддержку
CF/Eyefinity. И всего через три месяца эта функция была включена для
всех моделей. Следует отметить, что подобный шаг потребовал массивного
тестирования и поиска ошибок со стороны AMD, и команда разработчиков
драйверов заслуживает благодарности за свой нелёгкий труд.
Считаем конвейеры
Предположим,
что мы работаем с видеокартой, которая может справиться с нагрузкой
трёх мониторов, такой, например, как Radeon HD 5870. В следующей
таблице приведены возможности подключения для четырёхпортовой
видеокарты Eyefinity. Видеокарта содержит два порта DVI, один HDMI и
один DisplayPort. Несмотря на поддержку четырёх физических портов,
реализация Eyefinity позволяет использовать только три выхода
одновременно. То есть один порт будет всегда отключён.
Здесь
мы сразу же видим причину, почему поддерживаются только три дисплея.
Линейка 5000 поддерживает только два внутренних таймера и один внешний
таймер. Наследственные дисплеи - которые AMD сегодня определяет как
модели с интерфейсами VGA, DVI и HDMI - требуют собственного
внутреннего таймера каждый. Магия DisplayPort в данном отношении
заключается в том, что этот интерфейс позволяет пользователям
подключать несколько дисплеев со всего одним внешним таймером. Этот
внешний таймер и позволяет Eyefinity работать с числом мониторов до
шести с одной видеокартой. Если дизайн видеокарты поддерживает такую
возможность, то все шесть мониторов могут работать от одного таймера.
Впрочем, учитывая распространённость сегодня наследственных дисплеев и
относительную редкость мониторов с поддержкой DisplayPort, реализации
Eyefinity сегодня подразумевают два наследственных дисплея.
Из
диаграммы движка мониторов Eyefinity можно видеть, как можно
альтернативно настраивать видеокарту с четырьмя портами. Вы можете
получить один порт VGA, один DVI и два порта DisplayPort, например. С
подходящими переходниками вы можете существенно расширить возможности
конфигурации. Переход с одного наследственного интерфейса на другой
(как, например, переход с DVI на VGA в конфигурации 5 в таблице выше)
требует пассивного адаптера. Точно так же, по информации AMD, "если в
видеокарте подключены только один или два монитора DVI/HDMI (через
интерфейс DisplayPort), то требуется только простые пассивные
адаптеры". Пассивный адаптер не выполняет преобразование сигналов, он
их просто пропускает. Но для перехода с интерфейса DisplayPort на
наследственный двухканальный DVI или VGA потребуется активный
переходник.
Группы дисплеев
Какая
конфигурация мониторов может работать с Eyefinity? Вы можете
использовать режим клонирования (Duplicated) для копирования одного
экрана на несколько мониторов. Пользователи ноутбуков, например,
используют подобную конфигурацию во время презентаций. Напротив, режим
расширения (Extended) позволяет растянуть рабочее пространство по
нескольким дисплеям - это как раз то, что AMD называет "одна большая
поверхность".
В самой простой конфигурации Eyefinity позволяет
выводить картинку на два дисплея, как и в случае традиционной
видеокарты с двумя выходами. Мониторы можно установить в конфигурации
2x1 (альбомная), 2x1 (портретная) или 1x2 (альбомная). Что интересно,
AMD следит за наиболее разумными конфигурациями, не ограничивая вместе
с тем выбор пользователей. Например, вы вряд ли найдёте портретную
конфигурацию 1x2, поскольку в жизни нет распространённых сценариев
использования такого узкого и высокого пространства. Зачем заполнять
интерфейс пользователя опциями, если они не имеют смысла? Те же самые
опции мы получаем и для трёх дисплеев: 3x1 (альбомная), 3x1
(портретная) и 1x3 (альбомная).
Если
перейти на четыре монитора, то мы получаем только две конфигурации: 4x1
(альбомная) и 2x2 (альбомная). Когда вы видите фотографии, например,
портретной конфигурации 3x1 в игре Battle Forge, то наверняка возникает
вопрос: почему бы не поддержать портретную конфигурацию 4x1 или 5x1?
Вероятно, исследования AMD показали, что число пользователей, которые
могут использовать подобный режим, не оправдывает включение опции в
драйвер. Что интересно, конфигураций на пяти мониторах нет вообще.
А для шести мониторов есть только альбомный режим 3x2.
Мы
объяснили вам все возможности по выбору "групп дисплеев". Вы также
можете создавать расширенные (Extended) группы. Они представляют собой
раздельные пространства рабочего стола, которые могут работать вместе с
основной группой дисплеев. Некоторые примеры приведены на следующей
иллюстрации. Вы можете, например, использовать портретную группу 3x1
24" мониторов на рабочем столе, но подключить отдельный 19" расширенный
монитор для мессенджера или ещё 15" расширенный монитор (что составляет
в сумме три группы) для отображения температуры системы, скорости
работы вентилятора, утилит разгона и так далее.
Теоретический
максимум современного состояния технологии Eyefinity составляет
8192x8192 (67,1 мегапикселей), что подразумевает подключение шести
панелей 2560x1600.
Программная конфигурация
Следуя
традициям ATI, AMD использует интерфейс Catalyst Control Center (CCC),
а не отдельную утилиту для настройки и управления всеми операциями
Eyefinity. Интерфейс CCC автоматически определяет три подключённых
монитора. Они отображаются в строчке в нижней части пользовательского
интерфейса как доступные мониторы, пока вы их не активируете. Если вы
нажмёте правой клавишей мыши на отключённый дисплей, то получите
возможность его использования в качестве клона, активизации дисплея
вместо другого или расширения на него рабочего стола. Либо, если вы
выберите опции группы дисплеев, то сможете выбрать общее разрешение,
глубину цвета и частоту обновления. В опциях показываются возможные
разрешения, которые определил для ваших мониторов драйвер.
Одна
из ваших первых задач будет заключаться в создании группы дисплеев в
меню CCC, где нужно нажать на клавишу "Graphics", выбрать "Desktops
& Displays", нажать правой клавишей на основной дисплей и выбрать
"Display Group" - "Create Group". Если вы хотите создать группу в
портретной ориентации, то нужно сначала повернуть первый дисплей, а уже
потом создавать группу.
Когда
три или больше дисплеев будут в группе, выберите опцию "Select Layout",
чтобы подобрать конфигурацию группы дисплеев. Драйверы AMD достаточно
"умные", чтобы отобразить только те опции конфигурации, которые
возможны для вашего количества подключённых мониторов. У CCC есть также
и приятная черта: если вы выберите конфигурацию группы, которая
соответствует числу доступных дисплеев, то драйверы автоматически
выберут все дисплеи и объединят их в группу.
Что
касается маркетинговых материалов AMD, то все мониторы, показанные в
группе дисплеев, одной и тоже модели. В реальных же условиях так может
не быть. Вероятно, у вас под рукой будет смесь новых и старых дисплеев,
которую вы хотите объединить в группу или выделить расширенные
мониторы. Вы можете использовать мониторы с разным разрешением, но
Eyefinity заставит все мониторы в группе работать в разрешении и
ориентации, которые поддерживаются всеми дисплеями. Расширенные группы
могут использовать разные разрешения, но основные опасения, конечно,
вызывает главная группа. Именно по причине того, что разрешения должны
поддерживаться на всех мониторах, лучше всего собирать основную группу
из идентичных дисплеев.
Если вы когда-либо собирали
конфигурации на нескольких мониторах в прошлом, то наверняка знаете,
как непросто найти, какой монитор подключён к какому порту, что нельзя
определить по номеру монитора в драйвере. Приходилось настраивать
мониторы в драйвере, пока не создавался нужный порядок. Eyefinity
позволяет устранить эту мешанину благодаря новому мастеру настройки,
работающему для каждой группы дисплеев. В основной части
пользовательского интерфейса вы получите отображение вашей конфигурации
мониторов. Мониторы будут выключены, после чего мастер последовательно
включит один из них. Вам достаточно выбрать в интерфейсе активированный
монитор. Мастер сделает всё остальное, вы получите полностью
настроенную группу мониторов в считанные секунды.
Если
есть вероятность, что вам придётся регулярно менять вашу конфигурацию
мониторов, создайте и запишите профиль для каждой из них. Вы можете
даже привязать комбинацию "горячих" клавиш в закладке Activation, чтобы
переключать профили.
Зачем нужен DisplayPort?
Двухканальный
интерфейс DVI долгое время оставался лучшим вариантом для конфигурации
на нескольких мониторах, но времена меняются. Поскольку интерфейс DVI
цифровой, ему не требуется наличие цифро-аналогового преобразователя,
как у VGA, но для каждого выхода необходим отдельный таймер. То же
самое касается и HDMI. По информации AMD, требования к сигналам DVI
требуют настолько много контактов ввода/вывода от GPU, что расширение
числа дисплеев больше двух было попросту непрактичным. Инженеры ATI
поняли это ещё в 2004 году, начав работать над обходом ограничений DVI
- эти идеи унаследовала AMD, продолжив трудиться над ними после покупки
ATI.
Первая версия интерфейса DisplayPort была финализирована
в 2006 году. Текущая версия 1.2 была утверждена только в декабре
прошлого года. Ключевое преимущество DisplayPort заключается в том, что
здесь не требуется сигнал синхронизации. Каждое подключение использует
скорость 1,62 или 2,7 Гбит/с на линию независимо от таймеров, которые
используются в подключённом дисплее. Интерфейс DisplayPort попросту
встраивает сигнал синхронизации в поток данных. Поскольку теперь
раздельные и независимые таймеры не требуются, один таймер может
отвечать за все потоки передачи информации на дисплеи, которые может
поддерживать GPU. DisplayPort использует такое же число контактов, что
и одноканальный DVI, но может поддерживать полное разрешение по
2-метровому кабелю, разрешение 1920x1080p по 15-метровому кабелю, до
17,2 Гбит/с на канал для высоких разрешений, до 16 битов на канал цвета
и множество потоков видео по одному подключению. Если сегодня
подключение шести мониторов к одной видеокарте звучит впечатляюще,
остаётся только гадать, будут ли будущие GPU использовать все эти
возможности передачи нескольких потоков, чтобы ещё сильнее увеличить
число мониторов. Следует всё же учитывать сценарии, которые связаны с
подключением нескольких мониторов к одному порту DP на плате mini-ITX
или на ноутбуке. А в версии 1.2 вы даже можете подключать мониторы
DisplayPort по цепочке, через один разъём DisplayPort.
В
нашем последующем обзоре Eyefinity мы более глубоко рассмотрим
переходники DisplayPort. Пока что достаточно знать, что эти переходники
позволяют передавать потоки с порта DP на устройства HDMI или DVI.
Подобно HDMI, интерфейс DisplayPort может поддерживать по одному
интерфейсу передачу не только видео, но и звука. Функция DisplayPort++
позволяет сквозное прохождение комбинированного потока аудио/видео
HDMI, но DP++ поддерживается не всегда, и если вам подобная функция
потребуется, то узнайте о её поддержке перед покупкой переходника.
Обратите внимание, что переходники будут работать только при передаче с
интерфейса DisplayPort на наследственные форматы. Вы не можете вывести
информацию с интерфейсов VGA, DVI или HDMI на мониторе DisplayPort.
Вполне
предсказуемо, что интерфейс DisplayPort полностью совместим с
предыдущими технологиями защиты цифровых авторских прав (DRM), а также
и некоторыми будущими реализациями DRM, так что взломать цифровой поток
DP будет не так легко.
Что касается мониторов, то Dell
оказался одним из первых и по-прежнему наиболее активных производителей
моделей DisplayPort. В 2008 году Apple представила собственный
интерфейс Mini DisplayPort. Интерфейс Mini DisplayPort стал частью
спецификаций DisplayPort 1.2, он может поддерживать разрешения до
2560x1600.
У
видеокарт линеек AMD Radeon HD 5700 и 5800 интерфейс DisplayPort
поддерживается всеми продуктами, да и крупные производители ноутбуков
рано или поздно поддержат этот формат. Сегодня вполне понятно, что
интерфейс DisplayPort станет одним из следующих базовых стандартов
подключения дисплеев в компьютерной индустрии. Так что вложения в
модели с наследственными интерфейсами становятся с каждой неделей всё
более рискованными.
Работа на нескольких дисплеях
Возможно,
вы полагаете, что с падающей ценой на ЖК-мониторы, потребностью
индустрии ПК продавать больше "железа" и с желанием увеличить
продуктивность рабочего пространства, было проведено бессчетное число
исследований о влиянии нескольких мониторов на рабочее место. Но
реальность такова, что подобные исследования можно сосчитать по пальцам
одной руки. Начальный этап состоялся в 2003 году между NEC-Mitsubishi,
ATI Technologies и Университетом Юты. Участники оценивали использование
одного и двух мониторов (18" ЖК) в повседневной работе, и "они нашли
конфигурации на нескольких мониторах намного более удобными, чем с
одним дисплеем, и предпочли конфигурации на нескольких мониторах по
всем параметрам "юзабилити". Они нашли такую конфигурацию на 29% более
эффективной для рабочих задач, на 24% более удобной для использования в
рабочих задачах и на 39% облегчающей работу с разными источниками
информации... В целом, участники исследования работали на 10% более
продуктивно с конфигурацией из нескольких мониторов".
Кроме
того, в 2003 году подразделение Microsoft Research представило дисплей
шириной 42" с разрешением 3072x768 под названием Dsharp. Это устройство
использовало три DLP-проектора для вывода изображения на одну
искривлённую поверхность из оргстекла. "Первые исследования показали,
что продуктивность пользователей возрастает на 9 процентов", было
указано в пресс-релизе Microsoft. "Дальнейшие исследования выявили ещё
более существенное увеличение - вплоть до 50 процентов для таких задач,
как копирование и вставка."
Затем
случился нежданный пятилетний застой в данной области. Наконец, Fujitsu
Siemens объединила усилия с Институтом Фраунгофера, и в начале 2009
года опубликовала результаты исследования, в рамках которого 67 человек
были разделены на три группы для выполнения определённых задач
продуктивности. Группа 1 использовала один 19" дисплей. Группа 2 - 22"
широкоформатный дисплей. А группа 3 работала за тремя 19" мониторами.
Как показали результаты, группа 1 улучшила показатели на 1,9 процента.
Группа 2 показала прирост на 8,4%. А группа 3 значительно увеличила
продуктивность на 35,5%.
Вполне
понятно, что большее пространство рабочего стола увеличивает
продуктивность, и почему за семь лет производители мониторов и
видеокарт не вбили это в голову всем своим клиентам, остаётся загадкой.
К счастью, AMD решила продвигать эту концепцию вместе со своей
Eyefinity. Но как видеокарта из линейки 5000 с поддержкой Eyefinity за
$100 будет выглядеть по сравнению с видеокартой без поддержки
Eyefinity, к которой можно подключить три или четыре монитора через ATI
SurroundView (решение ATI для использования дискретной и
интегрированной видеокарты)? Хороший вопрос. Пока что мы ещё не провели
тесты, но предполагаем, что более быстрая архитектура GPU семейства
5000 вместе с существенно меньшим энергопотреблением в режиме
бездействия - это привлекательные аргументы, чтобы предпочесть
Eyefinity перед ATI SurroundView.
Игры на нескольких мониторах
Читателям
Tom’s Hardware вряд ли нужно отдельно представлять идею игр на
нескольких мониторах. Если вы гонщик, генерал RTS-баталий,
хладнокровный убийца в 3D-шутере или геймер любого другого жанра,
правило одно: чем больше видишь, тем лучше играешь.
"Вы видите
большую часть игрового мира", говорит Парфитт из AMD. "Игра выводит
большее поле обзора. Например, в гонках центральный монитор выводит в
игре то, что вы обычно видите, но с помощью Eyefinity боковые мониторы
превращаются в боковые окна машины. В авиасимуляторах вы не будете
терять ориентацию из-за отсутствия земли в поле зрения. В стратегиях вы
будете обозревать большее поле битвы, чтобы видеть врагов и всё, что
происходит в других частях карты. В шутерах от первого лица, таких как
Left 4 Dead, вы получите периферийное зрение. Почти в каждой игре
впечатления станут совершенно иными."
Лично
нам больше нравятся шутеры от первого лица, и один из недостатков
любого шутера заключается в том, что постоянно приходится
поворачиваться вправо и влево, чтобы охватить взглядом соответствующие
области, хотя в обычной жизни за это отвечает периферийное зрение. С
одним монитором ощущение такое, что играешь с шорами. Вражеский
искусственный интеллект видит вас прекрасно, но если вы не смотрите
прямо на своего врага, вы его не видите. Очень широкое поле зрения,
возможное с Eyefinity, восстанавливает большую часть потерянного
периферийного зрения.
"В
Left 4 Dead 2," говорит Парфитт, "очень сильная кооперативная игра,
если вы отделитесь от своей команды из четырёх человек, то у вас нет ни
одного шанса - зомби будут появляться отовсюду. Вам требуется знать,
где находятся все члены вашей команды, чтобы просто выжить. И наличие
периферийного зрения будет существенным преимуществом. В Call of Duty,
если кто-то попытается обойти вас с фланга, вы с лёгкостью повернётесь
и атакуете врага. Это почти что читерское преимущество в
многопользовательских играх."
Конечно,
не каждая игра может поддерживать Eyefinity наилучшим образом. Игры от
небольших разработчиков часто просто растягивают картинку на всю
область дополнительного разрешения, поэтому добавление мониторов просто
приводит к искажениям. Впрочем, игры должны нормально выводиться и на
небольших, и на крупных панелях, поэтому разработчикам сегодня
приходится просчитывать 3D-мир полностью, а уже затем выводить
содержимое мира, которое будет отображаться в данном сценарии. Это уже
стало нормой в крупных играх, именно поэтому большинство игр сегодня
сразу же нормально пойдут на конфигурации Eyefinity.
Развлечения и не только
Компьютеры
для домашних кинотеатров (HTPC) пока ещё не проникли массово в дома
потребителей, но на международном рынке уже заметна деятельность таких
компаний, как Hulu, Netflix и других. Зачем платить $150 в месяц за то,
что можно купить в онлайне намного дешевле? Всё, что нужно - это
перенести этот контент с десктопов на домашний кинотеатр.
Eyefinity
тоже может здесь помочь. Конечно, HTPC сегодня понимается как компьютер
с одним дисплеем - компактный ПК, который выводит картинку на
телевизор. High-end сборки могут содержать крошечный дополнительный
ЖК-дисплей в корпусе системы. Но что, если вы не будете ограничены
одним крупным телевизором? Что, если вам не придётся постоянно
переключать каналы или потоки, да и не придётся терпеть раздражающую
"картинку в картинке"? Если ваш HTPC может поддерживать три карты с
двумя тюнерами каждая, то почему не смотреть пять спортивных передач на
пяти дисплеях, а на шестой вывести ESPN.com - всё это средствами одной
видеокарты? До сих пор для этого требовалось несколько HTPC, но сегодня
это по силам даже одной конфигурации форм-фактора microATX.
Конечно,
все эти дисплеи будут потреблять немало энергии, но, по крайней мере,
вы не потеряете счёт системам, да и сэкономите на самом деле энергию.
Действительно, новая линейка видеокарт 5000 потребляет существенно
меньше энергии. Например, энергопотребление в режиме бездействия
видеокарты Radeon HD 4890 составляло 90 Вт. С переходом на Radeon HD
5870 энергопотребление в режиме бездействия снизилось до 27 Вт.
Сегодня
многие программы для тюнеров не поддерживают вывод на несколько
источников, но это, вероятно, связано с отсутствием до сих пор массовой
платформы доступного подключения нескольких дисплеев. Так что Eyefinity
открывает немало возможностей в будущем. Современные GPU Radeon могут
поддерживать декодирование нескольких потоков H.264 одновременно. Если
вам не требуется набор ТВ-тюнеров, а больше по душе просмотр
web-страниц, фильмов с дисков Blu-ray или винчестеров, то вы сможете
обеспечить вывод нескольких потоков, не принося в жертву разрешение,
когда всё необходимо было умещать на одном мониторе.
Изменит
ли Eyefinity расстановку сил на секторе мониторов? В high-end сегменте
наверняка. Технология имеет серьёзный потенциал в сфере игр и
мультимедийных приложений, который мы только начинаем раскрывать. И
даже в массовом сегменте, в частности, в корпорациях, какой начальник
не хочет получить 15% прирост продуктивности от работников, которые
перешли на три дисплея? Раньше цена подобного апгрейда была слишком
высока, но если видеокарта за $100 способна выполнять даже
3D-приложения на трёх дисплеях, а три 19" или даже 22" монитора можно
купить дешевле одного 30", то отдача от подобных вложений уже кажется
очевидной.
Мы
предполагаем опубликовать ещё одну статью, посвящённую Eyefinity, в
которой мы рассмотрим усилия разработчиков, ушедшие на поддержку новой
платформы нескольких дисплеев AMD, а также и некоторые детали, которые
не мешает знать, прежде чем погрузиться в мир Eyefinity.