Давид Черный (David Černy) — один
из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных
работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру.
Его работы сразу бросаются в глаза и и не оставляют равнодушным никого.
Большая часть работ Давида установлена в его родном городе — Праге. Его
младенцы, ползающие по телевышке видны почти из любой части города, а
«Piss-Кирпичный завод Гергета» неизменно привлекает туристов. В тоже
время «Подвешенный человек» висит над самой крышей одного из домов и его
легко пропустить, если смотреть только под ноги.
Давид
Черный родился 15 декабря 1967 г. в Праге в еврейской семье. В 1996 гг.
он окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна. Первой
работой Черного, вызвавшей широкий общественный резонанс, стала покраска
в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских
в пражском Смихове в память об освобождении Праги Красной армией в 1945
г. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни
танка был установлен палец в виде фаллического жеста. По словам Давида
Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников,
трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском
сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления
Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и
уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма.
Тем не менее, акция Давида Черного была воспринята значительной частью
общественности как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в
1945 г. и вызвала бурю возмущения, а сам художник был арестован за
хулиганство. После официального протеста российского правительства танку
на площади Кинских был возвращён первоначальный вид. Однако пятнадцать
депутатов парламента в знак протеста против ареста художника вновь
перекрасили танк в розовый цвет. В конце концов, Давид Черный был
освобождён, а танк сняли с пьедестала и перевезли в музей военной
истории в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Позднее художник выступил с
предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного
памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и
российского посла Василия Яковлева, пражская мэрия отвергла этот проект.
В результате розовый танк Давида Черного некоторое время экспонировался
в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг.
находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии.
Благодаря розовому танку Давид Черный получил широкую известность в
Чехии. В дальнейшем его творчество неизменно вызывало повышенный
интерес, а иногда и возмущение общественности. К наиболее известным
работам Давида Черного принадлежит, например, скульптура «Конь» (1999),
изображающая Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня,
подвешенного за ноги, и высмеивающая тот пиетет, с которым пражане
относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской
площади. Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце
Вацлавской площади, контрапунктом своему протитипу, а в настоящее время
она находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице.
Другой яркой работой Давида Черного являются скульптуры гигантских
младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове, благодаря
которым телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных
туристических объектов Праги.
Бурю возмущения консервативной общественности вызвала работа Давида
Черного 2005 г. под названием «Акула», представляющая фигуру связанного
полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме,
наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида. Эта композиция
завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г. и являлась
пародией на знаменитую работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность
смерти в сознании живущего». На демонстрацию «Акулы» Черного дважды
налагался запрет: в Мидделкерке, Бельгия, и в Бельско-Бяла, Польша.
Среди прочих произведений Давида Черного можно выделить:
- инсталляция «Кости» (1990) (гигантский череп и кости под памятником Сталину в Праге);
- скульптура «Quo vadis» (1990) («народный» автомобиль «Трабант» на человеческих ногах на Староместской площади);
- инсталляция «In God We Trust» (1991) (распятие на кресте из однодолларовых купюр);
- серия инсталляций «День убийств» в Лондоне (1992);
- нереализованный проект «Народ себе навсегда» (2002) (статуя огромного
золотого онаниста, изрыгающего время от времени фонтаны пары, которую
планировалось установить на крыше Национального театра в Праге, пародия
на слова «Народ себе», написанные над сценой Национального театра,
который был построен за счёт средств, собранных по подписке со всей
Чехии в XIX веке);
- логотип «Fuck the KSČM» (2002) (традиционный
жест с отогнутым средним пальцем, который стилизован под кактус с
острыми шипами, выражение протеста против участия во власти
Коммунистической партии Чехии и Моравии);
- «Автобусная остановка»
(2005) (настоящая остановка городского автобуса в Либерце, стилизованная
под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду, под которым
расположены места для пассажиров)
- «Подвешенный человек»
(скульптура Зигмунда Фрейда (некоторые чехи полагают, что это — Ленин),
висящего на одной руке на стальной мачте);
- Энтропа (2009) — сатира на наиболее распространённые стереотипы о странах Европы.
сайт Давида Черного