Неожиданное применение канализационным сетям больших
городов придумал дизайнер Филипп Гермес (Philipp Hermes), студент
академии искусств в Эссене (Folkwang Hochschule). Его проект "Городской крот" (Urban Mole) занял второе место в конкурсе VisionWorks, проводимом Bayer MaterialScience при спонсорском участии ряда других компаний.В
нынешнем году VisionWorks прошёл под девизом Cargo Packs 2020, и
неудивительно, что основная масса работ (хотя, что любопытно, не все)
была посвящена транспортировке грузов. Гермес, в частности, задумал
проложить в уже существующих крупных коллекторах миниатюрный монорельс,
по которому могли бы следовать автоматические капсулы "Кроты".
|
Для
минимизации контакта с нечистотами рельс следует смонтировать в верхней
части трубы, поясняет разработчик концепции. На своих капсулах автор
проекта поместил логотип одного из спонсоров конкурса (иллюстрация
Philipp Hermes). |
Электромоторы таких капсул должны получать питание от рельсов (вопрос их защиты от влаги оставлен без ответа).
Для
размещения грузов в местах отправки и их извлечения в пунктах
назначения служат так называемые Molestation. Эти станции соединяются с
канализационной сетью вертикальными шахтами.
|
После
прибытия в пункт назначения капсула разворачивается вертикально, и
специальный захват поднимает её наверх. После извлечения груза и (при
необходимости) закладывания нового капсула снова отправляется в
путешествие под городом (иллюстрации Philipp Hermes). |
Для исключения загрязнения
груза сточными водами дизайнер предусмотрел сразу несколько решений.
Сами капсулы – герметичны. А ещё — их оболочка покрыта синтетическим
составом с эффектом лотоса, так что хорошо отражает влагу и грязь.
Это
же покрытие облегчает мойку капсулы в момент, когда она проходит по
вертикальной шахте к приёмному устройству. Аналогично очистке
способствует и округлая форма "Крота".
Кроме
того, система, вскрывающая капсулу, устроена так, что пользователь
никоим образом не будет контактировать с оболочкой "Крота" – а только с
его грузовым отсеком, изнутри.
|
Каждая
Molestation (или порт доступа) должна быть способна обработать сразу
несколько капсул и при необходимости предоставлять "парковочное" место
для пары-тройки штук (иллюстрация Philipp Hermes). |
Поскольку размеры "Крота"
позволяют поместить в него нечто, чуть большее, чем коробка из-под
обуви, легко представить основной вид грузов, которые Филипп предлагает
перемещать через канализацию. Это сувениры, книги, кассеты, диски и всё
та же обувь – типичные товары, заказываемые через интернет-магазины.
Письма и посылки, разумеется, тоже прекрасно могут быть переправлены
через Urban Mole.
Потому станции
должны размещаться в почтовых отделениях, торговых центрах, офисах
служб доставки и, быть может, ещё в крупных жилых комплексах. О
получении пакета с заказом через собственный унитаз в квартире тут
говорить не приходится, но Филипп считает, что выгоду от внедрения
такой системы почувствуют все.
Предполагается,
что армия "Кротов" заменит развозные фургоны (и хоть немного снизит
содержание вредных газов на улицах) и заметно сократит время ожидания
груза.
Скажем, если какой-то
магазин оснащён точкой доступа в сеть Urban Mole, клиент может за
минуту заказать товар, а уже минут через пять или десять получить его
на ближайшей к своему дому станции Molestation.
|
Вся
работа системы предельно автоматизирована, а общение с Urban Mole
сотрудников служб доставки товара, почтовых работников или, наконец,
получателей груза должно вестись через контактный экран (иллюстрация
Philipp Hermes). |
Не зависящая от трафика на
улицах, погоды и времени года система призвана революционизировать
доставку заказов в крупных городах. Правда, нам почему-то
представляется, что пиццу через Urban Mole никто заказывать не станет,
несмотря ни на какие меры герметизации "Кротов".
Конечно,
прежде чем дизайнерский проект Гермеса сможет превратиться в
реальность, гипотетическим разработчикам реальной такой системы
придётся решить ряд вопросов. К примеру, должна быть предусмотрена
система защиты капсул от воров. Также некая служба должна оперативно
снимать неисправную капсулу с маршрута, чтобы она не создавала пробки в
трубе. В общем – тут есть над чем подумать.
Но
зато такой комплекс не потребовал бы строительства специальных туннелей
в толще городской земли, и без того перекопанной порой сверх всякой
меры.
|
Работники канализационной сети. Начало XX века (фото с сайта sewerhistory.org). |
|
|
Кстати, вы ошибётесь,
если посчитаете немецкого студента первым, кто подумал о
канализационных коллекторах как о готовой системе транспортировки. И
тут нам необходимо чуть-чуть окунуться в историю канализации.
В
том или ином виде она уходит вглубь на тысячелетия, но настоящий
расцвет таких систем в облике, который вполне можно назвать
современным, приходится на вторую половину — конец XIX века.
Например,
в Париже масштабное возведение новой сети канализационных коллекторов
началось после серии эпидемий холеры 1830-х годов. Эта грандиозная
стройка шла с 1840 по 1890 годы.
В
Лондоне создание разветвлённой паутины новых канализационных труб,
проходящих едва ли не под всеми улицами, также активно шло именно во
второй половине XIX века.
Среди
туннелей канализационной сети, появившихся там в 1860-х, имелись и
очень крупные. Королева Виктория была настолько впечатлена их
масштабом, что приказала построить в них небольшую железнодорожную
линию для транспортировки людей в обход запруженных тесных улиц (а
проблема пробок в британской столице встала ещё до появления
автомобиля).
Не известно, во что
вылился бы такой принцип совмещения функций подземных лабиринтов, но на
счастье будущих пассажиров в те же самые годы в британской столице
родилось первое в мире метро, и поезда стали пускать по специально
построенным для них туннелям.
Однако
идея транспортировки по крупным коллекторам чего-нибудь ещё, помимо
сточных вод, не раз будоражила умы новаторов. Скажем, в уже
упоминавшемся Париже по самым большим туннелям пускали лодки,
транспортировавшие ил к местам выхода канализационных коллекторов к
реке. Так очищали эту сточную систему.
И
идея возможности перемещения людей и грузов между районами города под
землёй так поразила горожан, что в самых крупных трубах начали
организовывать туры.
|
1858-1896 – годы развитого "туризма" в канализационной сети Парижа (иллюстрации с сайтов sewerhistory.org, mtholyoke.edu). |
Любопытствующих пассажиров
сначала возили в тележках, толкаемых вручную, потом с той же целью в
самых крупных коллекторах поплыли миниатюрные баржи, а позже и
моторизованные вагончики появились.
В конце XIX века по некоторым крупным парижским
коллекторам уже ходили небольшие моторизованные открытые вагончики. На
данном дагерротипе хорошо видны новые подвесные трубы, которые
относительно недавно смонтировали внутри более старого коллектора,
чтобы разделить "туалетные" сточные воды от ливневой канализации (ранее
оба потока шли совместно). Эти развлекательные "линии" послужили одним
из прообразов метро (фото с сайта mtholyoke.edu).
http://www.membrana.ru/articles/inventions/2009/08/10/182200.html?wire=readalso
|
| |
|
После появления метро
очарование путешествий под землёй улетучилось. Теперь же давняя идея
может вернуться в новом высокотехнологичном облике.
Интересно,
что если отправиться в историю канализационных систем дальше, можно
найти ещё одну аналогию. Как известно, предшественниками подземных
канализационных труб в европейских (и не только) городах являлись
средневековые сточные канавы, проходившие прямо по мостовым. Запах и
грязь, разносимые ими, ничуть не улучшали жизнь горожан. А ещё эти
желоба просто занимали место на улице.
Потому
в XIX веке их стали делать заметно глубже и прикрывать сверху, так
постепенно придя к идее специально возводимых под землёй труб. Таким
образом не только улучшилась санитарная обстановка в городах, но и
высвободилось дополнительное пространство для транспорта. Нечто похожее
и мечтает провернуть во второй раз Гермес.