Как и почему еда превращается в фетиш
В Англии, Америке, а теперь и в России произошла кулинарная революция.
Причем не столько на кухнях — и даже не в ресторанах, — сколько в
массовой культуре. Образы пищи стремительно отделяются от чувства голода
и вкусовых удовольствий и перекочевывают в мир абстрактных фантазий,
подозрительно похожих на сексуальные. Этому тренду подходит устойчивое
название особой манеры рекламной фотосъемки блюд и продуктов —
«фуд-порно», гастрономической порнографии.
Я признаюсь, и сам грешен — убрал недавно с полки «Голый завтрак»
Берроуза, чтобы поставить туда «Голого повара» Джейми Оливера. Извиняет
меня только относительная невинность Джейми: фотографии в его книгах
выдержаны в духе прагматизма. Его лазанья не стесняется подгорелых
подтеков и сморщившейся поверхности, его рубленый салат — это и вправду
подвядший рубленый салат, а не соблазнительная биомасса. Кокетливые
фотографии чизкейков в книжках Оливера — детский сад в сравнении с
хардкором, творящимся на переднем крае популярной гастрономии.
К примеру, главная кулинарная книга XXI века — «Модернистская кухня»
Натана Мирвольда, результат продолжавшихся несколько лет интенсивных
научных опытов, — украшена откровенными снимками раскрасневшихся омаров,
фотогеничных артишоков (крупный план), хорошеньких пенок или
стремительно входящей в прозрачность родниковой воды клубнички.
Представьте себе учебник по хирургии, для которого позировали модели
«Плейбоя».
Лучшие телешоу FoodNetwork, самого популярного в мире телеканала о
кулинарии, начинаются поздно вечером, в то же время, что и трансляции
«для взрослых». В интернете творится примерно такой же гастроразврат:
одни энтузиасты-эксгибиционисты неустанно постят в своих бутерблогах
фотографии разверcтых десертов и сэндвичей, другие маниакально
отслеживают их достижения. Едят все при этом замороженные котлеты и
картошку. Правда-правда! Социологические опросы показывают, что
большинство зрителей FооdNetwork питаются полуфабрикатами из
супермаркета. Что уж говорить о наших «фуди», большинство из которых —
работающие по 12 часов молодые профессионалы, которых интерес к реальной
еде подвигает максимум на покупку салатов в «Азбуке вкуса».
Возбужденная свинина
Корни фуд-порно, этого феномена XXI века, уходят в глубь столетий:
обеденный стол всегда служил театром для тех, кому некуда было девать
деньги. Популярным застольным аттракционом в Средние века были пироги,
начиненные всякой живностью, которая разбегалась и разлеталась, стоило
только разрезать корочку.
А циклопические съедобные скульптуры эпохи Возрождения! Эти ветчинные
крепости символизировали изобилие мифической страны Кокейн, где молочные
реки текут меж кисельных берегов, а в хлебных лесах бегают жареные
свиньи. Стоит ли уточнять, что подобные деликатесы, за исключением разве
что лебедей в собственном пуху, предназначались больше для глаз, чем
для желудка.
Эту пошлую показуху побороли прогрессивные французские повара XVII
века. Новая просвещенная кухня объявила войну всякой искусственности.
Выпечка с живыми дроздами и монументальные инсталляции из еды исчезли со
столов аристократии, художественные амбиции поваров воплотились в
мелкую пластику буржуазных блюд вроде тыквенного супа, который и сегодня
подается в самой тыкве, или макабрической классики Pigeons à la
crapaudine («Голуби а-ля жабка»). Сегодня такие штуки на тарелке, скорее
ассоциируются с трэш-хоррором, чем с обедом.
В XX веке связь между собственно насыщением и вкусовыми (да и прочими
тоже) переживаниями успешно расшатывали итальянские футуристы. В 1930-м
Филиппо Томмазо Маринетти и его соратник Филиа опубликовали «Кулинарный
манифест». Друзья призывали к максимальной декоративности блюд,
уменьшению порций до размеров канапе, активному использованию запахов,
отмене ножей и вилок и к запрету всех видов макарон как продукта,
вызывающего у нации летаргию и пессимизм. Разумеется, футуристы
приветствовали использование на кухне всевозможного хай-тека:
автоклавов, электролизных банок, озонаторов, пульверизаторов, а также
требовали четкого отделения кулинарных фантазий от пищевых нужд.
Потребность в жирах, белках и углеводах в идеальном государстве должна
была удовлетворяться бесплатным пайком бульонных концентратов и
протеиновых коктейлей, кухню же следовало освободить от
«посредственности повседневности», превратив в арт-лабораторию.
Рецепты из опубликованной Маринетти в 1932-м «Поваренной книги
футуриста» оказываются остроумнейшими пародиями на сегодняшнее
фуд-порно. Вот, например, «Итальянские груди под солнцем»: две полусферы
из миндальной пасты, увенчанные свежими клубничинами и слегка
присыпанные черным перцем. «Блюдопортрет обнаженной красавицы»: положить
в хрустальную вазочку, наполненную парным молоком, два отварных
бедрышка каплуна, сверху посыпать лепестками фиалок. И наконец,
«Возбужденная свинина» — палка салями, установленная вертикально на
тарелку с эспрессо и одеколоном.
Манифестами, кстати, дело не ограничилось: в 1929-м Маринетти открыл в
Турине ресторан «Таверна святого нёба», где посетителям, в частности,
предлагалось лечь лицом в «Полиритмический салат», а чтобы сделать этот
гастрономический экспириенс максимально незамутненным, банкетный зал,
наполненный ароматом лаванды, был погружен в полную темноту.
Сиськи в тесте
Кулинарный взрыв конца 1990-х — начала нулевых проходил в эстетике еще
более откровенно сексуальной, что вполне понятно: есть все бросились как
раз после того, как стало опасно заниматься сексом. Напуганный СПИДом
городской пижон сделал резкий разворот от промискуитета — и въехал в
прилавок с сырами, сохранив при этом все свои плейбойские замашки.
Все началось исподволь, с фальшивого пуританства Марты Стюарт. Она
владела кейтеринговой компанией и небольшим супермаркетом, а потом
выпустила руководство «Секреты гостеприимства» (1984), которые
американские домохозяйки запоем читали на сон грядущий. Украшенные
фотопейзажами столов, декорированных живыми цветами и кондитерскими
изделиями, «Секреты» позволяли каждой читательнице почувствовать себя
Нэнси Рейган, дающей легкий завтрак на 53 персоны.
Книга была заведомо непрактичной, и даже не потому, что рецепты были
довольно сложны для домашнего исполнения. Деликатесы тут предлагалось
готовить в каких-то раблезианских количествах, единственный рецепт,
рассчитанный меньше чем на десяток едоков, предназначался для интимного
ужина в День святого Валентина. Очевидно, что Стюарт продавала не
советы, а мечты — о старомодном англосаксонском домашнем рае,
построенном по точным, освященным буржуазной традицией рецептам. Мечты
эти, разумеется, были чистым фантазмом: за имиджем породистой
WASP-домохозяйки — белой англосаксонки и протестантки — скрывалась
выскочка польского происхождения, плохо усвоившая программу средней
школы. «Секреты гостеприимства» полны эпических ляпов: например, в
рекомендациях к уже упомянутому интимному ужину Марта советовала
украсить уголок влюбленных не только цветами и салфеточками, но и томами
Флобера и Эдгара По!
Эти смутные грезы о недостижимом, но соблазнительном копились целое
десятилетие, пока наконец в 1990-х плотину не прорвало. Массовый интерес
к готовке сопровождался мгновенной сексуализацией образа человека
у плиты. Выпущенный в 1990-м сборник рецептов Марко Пьера Уайта, этого
анфан террибль британской кухни, был озаглавлен «Белый жар» —
практически как альбом The Velvet Underground — и оформлен
соответствующе: в стиле «героиновый шик». Фотографии ч/б, с богемно
размытым фоном, сам герой разделочного стола небрит и длинноволос, его
халат заляпан то ли соусом, то ли жиром, в зубах сигарета, взгляд
сумрачный — то ли Байрон, то ли Ник Кейв. Случившийся в 1997-м дебют
(книга и кулинарное шоу) никому на тот момент не известного паренька
Джейми Оливера назвался уже без обиняков — The Naked Chef (голый повар).
В 2000-м на Би-би-си появляется ромовая баба Найджелла Лоусон — Мэрилин
Монро готовки. Она не только действительно знает толк в еде и обладает
бюстом третьего размера (в какой-то момент мадам украсила его надписью
«английская булочка»), но еще и умеет снимать пробу с готовых блюд в
неповторимо соблазнительной манере. Дегустацию какого-нибудь заурядного
кускуса Лоусон сопровождает такими взглядами в камеру, что сыр плавится.
А когда она высасывает из панциря королевскую креветку, кажется, что ты
бесстыдно вторгся в интимную жизнь молодоженов. Кроме собственно
рецептов на всякий жизненный случай (например, спагетти болоньезе
«отлично подойдут для ужина перед первой ночью») Найджелла еще и
разрабатывает собственную линию посуды, откровенно повторяющей контуры
ее знойного тела.
Заливное из русалки
В России связь эротики и еды имеет, наверное, еще более древнюю
традицию, чем в Европе, — если, конечно, сбросить со счетов римские
оргии. Национальные особенности русского угара таковы, что обжорство в
нем идет рука об руку с распутством. Рестораны на ярмарках были, по
сути, филиалами борделей, где бородатые десятипудовые мальчики,
вырвавшиеся из благонравной скуки своих старообрядческих домов, играли в
дурацкие игры с едой и бабами.
Популярным развлечением был «аквариум»: в рояль вливались декалитры
шампанского, потом туда запускались шпроты; а эффект «море волнуется»
достигался просто — пианиста заставляли играть на затопленном «Вдовой
Клико» инструменте. Или «похороны русалки»: в ресторане гасили верхний
свет, и в залу, тускло освещенную свечами, вплывал гроб с обнаженной
девицей; цыгане пели заунывные песни. Им еще устраивали «шторм» —
пьяная компания брала голую «русалку» на руки и подкидывала ее вверх —
или просто запускали в бассейн с шампанским.
Да что там купцы — писатели Лесков и Горбунов с собутыльниками
регулярно развлекались игрой в «Голгофу»: бритый Горбунов играл роль
Пилата, а их бородатый приятель Максимов — Христа. Под крики «Распни
его!» Максимова привязывали салфетками к специально сооруженному в
кабаке кресту, поили уксусом, а потом снимали, завернув в сдернутую со
стола скатерть.
А русская литература! Вся она от Державина до Салтыкова-Щедрина полна
пищевого вожделения. Чеховская «Сирена» — это же вообще вершина мировой
гастропрозы, куда там Золя с его «Чревом Парижа». «Кулебяка должна быть
аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был.
Подмигнешь на нее глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней
пошевелишь вот этак, от избытка чувств… А жареная индейка? Белая,
жирная, сочная этакая, знаете ли, вроде нимфы…»
Про «Книгу о вкусной и здоровой пище» я даже начинать не буду.
И нынешний обостренный интерес к гастрономии воплощается у нас скорее в
искусстве публицистов и фотографов, чем в массовой смене пищевых
пристрастий и обычаев. Если вы захотите найти «Чрево Москвы»,
бессмысленно ехать на Дорогомиловский рынок или в ТЦ «Цветной»: оно — в
колонках Сергея Пархоменко.
«Требуйте лук-шалот и гусиную печенку в вашем супермаркете», —
призывала американок Джулия Чайлд, знаменитая гастропросветительница,
познакомившая Штаты с искусством французской кухни. Стоя в очереди
к кассе, я люблю рассматривать покупки соседей — и, знаете, они в
основном пока требуют пельмени, маринованную сельдь, алкогольные
коктейли в банках и творожки подешевле. Зато в российских кулинарных
бестселлерах уже давно настало царство дольчевиты и перфекционизма,
граничащего с джигитовкой.
Книги Сталика Ханкишиева, имеющие статус шашлычной библии, — это
действительно песнь песней. Сладостные гимны баранине и рису девзира
сопровождаются неприкрытой демонстрацией авторского превосходства — от
«Мангала» к «Дастархану» инструментарий автора все расширяется и
усложняется, как бы показывая читателю, кто тут поэт, а кто неизвестно
кто. Заурядный покупной мангальчик обычного дачника против Сталикова
трехэтажного, вручную кованного люля-комбайна — что скворечник против
стенобитной машины Тамерлана. Повторить это чудо техники в своем
подсобном хозяйстве заведомо нереально, зато можно о нем с толком
пофантазировать.
Женские поваренные книги устроены хитрее. Русская Марта Стюарт,
Вероника «Белоника» Белоцерковская, блогерша-миллионщица, автор книг о
вкусной («Рецептыши») и здоровой («Диетыши») пище, предлагает достаточно
простые в исполнении рецепты, которые, однако, требуют довольно
серьезных финансовых вложений в люксовые ингредиенты вроде спаржи,
артишоков, утиных грудок и перепелов.
Сейчас Белоника открыла собственную кулинарную школу в идиллической
прованской глуши и регулярно радует поклонниц фотоотчетами о постижении
вкусной науки. На снимках все такое французское, отдающее
Марией-Антуанеттой: козочки, приглашенные повара в смокингах, много
вина, юных дев с открытыми спинами и натюрмортов с загадочными блюдами,
живописно расставленными среди садово-паркового разнотравья. Порно не
порно, но эта демонстрация то ли кулинарного, то ли классового
превосходства смотрится равно неприлично и соблазнительно.
Гастрономический эксгибиционизм как он есть, без извинений и реверансов.
Завистливо глотая слюнки при виде изображений сложносочиненных пловов
или маринованных в арманьяке утиных грудок, все как будто забыли, что
прелесть шашлыка на даче состоит не в субботнем подъеме до рассвета,
марш-броске по рынку с последующим кулинарным интенсивом из строгания,
обрезания и нанизывания. Смысл этого мероприятия в том, что все наконец
собрались, встретились и посидели, не спалив при этом дом и не
отравившись тухлятиной. Слава богу, об этом еще помнят в редакциях
нормальных кулинарных журналов.
Как отличить их от гастропорнографических? Да просто — по фотографиям. В
правильных журналах бильдредакторы руководствуются «теорией руин»:
блюда там выглядят полусъеденными, на столах крошки и беспорядок — все
закончилось, гости ушли. В фуд-порно все наоборот, его
мечтательно-сладострастный подход к изображению еды отлично описывает
фрагмент из «Винни-Пуха»: «Лопать мед — занятие очень даже приятное, но
еще более сладостны те мгновения, когда мед уже на столе, а ты еще не
принялся за еду. Только Пух не знал, как называется чувство, которое
охватывало его в этот очень короткий промежуток времени».
В России этот короткий промежуток растянулся на десятилетия. Мы
бесконечно предвкушаем — построение коммунизма, крах коммунизма,
отставку Лужкова, 2012 год, отмену шенгенских виз и так далее. Тогда-то,
потом, вот-вот и начнется наконец жизнь — настоящая, веселая, вкусная и
интересная. А пока будем читать и мечтать, не готовить, а только
готовиться.
Василий Корецкий
http://rusrep.ru/article/2011/06/02/eros_gastros
|