Категории каталога
Мистификация или реальность? [286]
Интересности всякие) [3036]
Технологии [1056]
Компы (ПО) [133]
Компы (Железо) [179]
Разное [1574]
Материалы, попавшие сюда либо сдесь же и останутся, либо "породят" новую категорию, куда и перекочуют.
Паприколу)) [2649]
Юмор, сатира, приколы...
Мабила [77]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1213
Главная » Статьи » Интересности всякие)

Фаркунст

Фаркунст — устройство для подъема и спуска горняков в шахту. Придумано немцами в 1833 году:


Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.

Колебания коромысла (на схеме — голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:


(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии)

Свое происхождение фаркунст [Fahrkünste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии — как правило, от паровой машины.


Разновидности

Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании


После каждой фазы шахтер выходил на «этаже» и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.

Двухниточный (2 штанги) — более распространенный в Германии и США:

Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных «этажей» было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.


Кажется, еще были двухниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.
Четырехниточных (2х2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.

Медная шахта в Корнуолле, Англия:

ТТХ этого агрегата:
привод — паровая машина
глубина шахты — 402 м
количество штанг — 1
ход штанги — 3,7 м
время подъема — 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500-600 метров занимал два часа, спуск — вдвое меньше)

Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.

Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет «Фау-2».
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) — он же, кстати, на первой фотографии




и в норвежском Lågdalsmuseum (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).




Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года и обстоятельного немецкого исследования 2014 года.

https://geektimes.ru/post/268714/

Категория: Интересности всякие) | Добавил: marina0619 (20.01.2016)
Просмотров: 1143 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 22.11.2024, 23:39
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Мини-чат
200
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0