В некоторых командных видах спорта
работают специально обученные люди, о существовании которых мало кто
знает. Ну как «мало кто» – да почти никто не знает. Вот Бред Питт в
«Человек, который изменил все», даже не он – толстяк с компьютером –
показал их работу.
У буржуев самый развитый в аналитике – американский футбол. Дальше:
бейсбол, баскетбол немного. Хоккей, на удивление, только в НХЛ
использует подробную аналитику. В КХЛ и рядом такого нет, у нас все «и
так понятно». За три с половиной сезона в хоккее я это понял.
Самый просчитываемый вид спорта — волейбол. Если внимательно
посмотреть за лицевую линию во время матча, то можно увидеть чуваков за
ноутбуками в форме команды.
Немного про название профессии. В международных терминах она
называется «scoutman», реже «statistican». Пусть будет «статистик» – к
этому привыкли в России, а «скаут» больше ассоциируется со спортивным
агентом.
Что он делает, этот статистик? Разбирает игру.
Есть всякие программы, в которых можно это делать. Итальянцы, как
обычно, постарались – они законодатели мод в этом деле.
Например, такой розыгрыш (по–умному — «ралли»): игрок соперника #12
подает силовую подачу в прыжке из первой зоны по диагонали в первую зону
в своего игрока #11, свой игрок доводит мяч до связующего идеально –
так, что можно играть любую комбинацию – и связующий делает передачу
доигровщику #10 в четвертую зону. Наш игрок первого темпа при этом
показывает «взлет», чтобы оттянуть на себя блокирующего соперника. Наш
доигровщик забивает в пятую зону с быстрой передачи через руки
диагонального соперника #09, и либеро соперника #8 этот мяч не спас.
Статистик при этом запишет такую строку: a12SQ1.11#1 K1 10X5.9=5 a8D–45
(a — игрок соперника, 12 — его номер, S — подача (S–Serve), Q — в прыжке
силовая (Q — Quick), 1 — из первой зоны,.11 — точка для связки кодов,
наш игрок #11 принимает. #1 — принимает в первой зоне с оценкой приема
«отлично» (на каждое действие есть 6 оценок: #, +,!, /, –, :. K1
означает, что наш центральный (по заказу связующего) идет на атаку
«взлет».
Дальше. Наш игрок #10 атакует с комбинацией X5 — это быстрая атака из
четвертой зоны, обычная для доигровщика..09=5 — Игрок соперника #9 не
смог заблокировать атаку нашего доигровщика по пятой зоне.
«a8D–45″ — в защите в 5 зоне сидел игрок соперника №8 (D — Defence), он не смог спасти мяч после атаки из 4.).
Это описание примерно 3–4 секунд. Потом эта запись автоматически
разложится на несколько отдельных. За игру в среднем записывается более
тысячи кодов. Нормальная ситуация – полторы тысячи. Так статистик
записывает все игры – в реальном времени или по видеозаписи.
Потом статистик эти игры анализирует. Ну как анализирует: не просто
сидит и втыкает, а следит за вполне конкретными моментами. Смотрит за
командной тактикой, за распределением передач связующего в зависимости
от качества приема и расстановок, за слабыми и сильными сторонами – их
много.
Особенно интересно следить за нападением. Любой спортсмен
запрограммирован на действия. Начиная со школы и заканчивая
профессиональным клубом. Движение к мячу, прыжок, замах, съем – все это
заранее считается. Мало кто из нападающих умеет менять направление атаки
в зависимости от передачи. Биомеханику еще не отменяли, и за
индивидуальными особенностями игроков следят очень тщательно.
Перед игрой статистик рисует и печатает офигенно красивые
разноцветные схемы для тренеров и игроков, проводит собрания, показывает
разные видеонарезки. Игроки и тренеры врубятся в видео, посмотрят схемы
и айда выигрывать Олимпиады и всякие Чемпионаты мира.
(с) Димыч
|