
Красный
двухэтажный автобус – символ Великобритании, наравне с королевой, Биг
Беном и футболом. Но двухэтажный транспорт был и в Советском Союзе! В
конце 30-х годов прошлого века на улицы Москвы выехали двухэтажные
троллейбусы ЯТБ-3, сделанные на Ярославском автомобильном заводе. Спустя
70 лет нет уже ни тех троллейбусов, ни завода, который их выпустил
(теперь это Ярославский моторный завод "Автодизель"). Так как они
появились и почему исчезли?
Первый ЯТБ-3 изготовили 22 июня 1938
года, а уже через четыре дня второй. Сначала было только две машины, а в
1939-м построили еще восемь.

За
основу конструкции был взят двухэтажный городской троллейбус английской
фирмы "English Electric Company"образца 1935 года. Первоначальная
конструкция была немного изменена под наши условия:
перенесли руль с правой стороны на левую, а двери с левого борта на
правый. Если на английском прототипе для входа и выхода служила одна
четырехстворчатая задняя дверь, то на ЯТБ-3 сделали еще и переднюю дверь
для выхода. Этот красавец длинною 9,5 метра и высотой 4,7 метра мог
перевозить в общей сложности 72 сидячих пассажира (32 – на первом этаже и
40 на втором) и 28 стоячих, причем только внизу. Электродвигатель
мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу развивать скорость до
54 км/ч.

Для
своего времени "ЯТБ-3" содержал много технических новинок: вентиляция,
электрическое отопление, изящная отделка салона, табло «Свободных мест
нет» над входом. Корпус был выполнен цельнометаллическим, с каркасом из
труб прямоугольного сечения, а не деревянным, как делалось ранее.
Впервые были применены резервная система питания от аккумуляторов,
широкие четырехстворчатые двери, двойная система тормозов.

Но,
к сожалению, опыт эксплуатации в наших условиях показал ряд
конструктивных недостатков, поставивших крест на судьбе первого и
последнего русского двухэтажного троллейбуса.

Снег
и наледь зимой делали управление тяжелой машиной крайне трудным. Кроме
того, при движении не по ровному асфальту, а по "нормальной" российской
зимней улице у имеющего высоко расположенный центр тяжести ЯТБ-3
появлялась опасная раскачка. Дополнительные неудобства создавала и
лестница на второй этаж. Зимой на ее ступеньки постоянно налипал снег с
обуви входящих пассажиров, и пользование ею становилось просто опасным.

Еще
одним недостатком была малая высота салона, которая ограничивалась
высотой контактной сети. На первом этаже расстояние от пола до потолка
составляло всего 1,78 метра, а наверху и того меньше - 1,76 метра,
поэтому стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких
головных уборах.

Кроме
того, в отличие от Англии, где кондукторы строго следили за тем, чтобы
сначала занимались все сидячие места на первом этаже, потом - сидячие
места второго этажа, а в последнюю очередь - стоячие места первого
этажа, выполнить эти рекомендации у нас не представлялось возможным,
особенно в часы пик. А от выполнения этих правил зависела устойчивость
троллейбуса и, соответственно, безопасность пассажиров.

Фото 1940-х гг. Троллейбус
ЯТБ-
3.
В
конце 1939 года, после полутора лет эксплуатации по московским дорогам,
было принято решение об остановке производства. Большую часть машин
отправили в депо на стоянку и частично демонтировали. Только три
троллейбуса продолжали использовать на некоторых маршрутах. В 1941 году
было решено все "ЯТБ-3" пустить на металлолом. Но война внесла свои
коррективы. Пока шли боевые действия, было не до судьбы необычных
троллейбусов. Они просто стояли в ангарах депо. А после победы стала
остро ощущаться нехватка машин на городских маршрутах. Заводы еще не
могли обеспечить выпуск достаточного количества новых троллейбусов, и
решили использовать сохранившиеся "ЯТБ-3". "Старички" оказались в
довольно приличном состоянии, так что последний из них сняли с
эксплуатации только в 1948 году.
Увы, до наших дней не
сохранилось ни одного экземпляра этого уникального троллейбуса -
единственного двухэтажного троллейбуса, когда-либо выпускавшегося за
пределами Англии.