Если
внимательно почитать древние летописи, в них можно обнаружить факты,
которые сделали бы честь любому фантастическому роману. Эти факты
открывают для нас незнакомую и невероятную реальность.
Читателям, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества
поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о
поклонении живым «богам» в новгородских и псковских землях знают не
многие.
В летописи 1068 года приводятся слова Григория Богослова о том, что люди
приносят жертвы живущему в реке зверю, которого называют «богом». В
некоторых легендах его называют Ин-дрик-зверь или же Всем зверям отец.
Судя по всему, речь идет о поклонении звероящеру. Этот культ был
распространен в северо-западных областях Руси, в новгородских и
псковских землях, видимо, потому, что там действительно обитали
звероящеры. И притом совсем недавно, всего несколько веков назад! И об
этом есть немало свидетельств.
В своем труде «Язычество Древней Руси» академик Б.А. Рыбаков пишет: «В
связи с нашей темой особый интерес представляют подлинные гусли первой
половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой
плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона
инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под
головой ящера нарисованы две маленькие головки ящерят. На оборотной
стороне гуслей изображены лев и птица. Таким образом, в орнаментации
гуслей присутствуют три жизненных зоны: небо (птица), земля (лев, конь) и
подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей
трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента».
Археологи находили гусли с изображением двух конских голов (конь -
обычная жертва водяному). На некоторых гуслях XIV века изображены волны.
«Коркодилов» надо кормить!
При археологических раскопках в Новгородской и Псковской областях на
стропилах домов, на веслах, на шаманских бляхах, на ручках ковшей
встречаются многочисленные изображения ящера. Это вполне реального вида
существа с вытянутой мордой и огромной зубастой пастью, похожие на
одного из многочисленных видов доисторических завров (скорее всего, на
мозазавра, как он изображен в реконструкциях палеонтологов) и
называемого в летописях «коркодилом».
Сохранилось сенсационное сообщение немецкого ученого, вольного барона
Сигизмунда Герберштейна (1486-1566 гг.), дипломата и путешественника,
посетившего Русь в 1517 и в 1526 году. Он записал свои наблюдения, а
также свидетельства источников, которые не вызывали сомнения в своей
правдивости: «Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя
дома каких-то ящериц с четырьмя короткими лапами, с черным жирным
телом, имеющим не более трех пядей (60-70 см) в длину, и называемых
гиво-итами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом
всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище.
Несчастье приписывают тому, чей гивоит будет плохо накормлен». (С.
Герберштейн. «Записки о Московитских делах». СПб. 1907 - стр. 178).
Современные ученые доверяют информации Герберштейна. Подтверждают его
данные и русские летописи. Правда, в них нет подробного описания
«коркодилов», но это, видимо, связано с тем, что их облик был всем
известен и широко использовался даже в быту как декоративный элемент.
Садко и подводный царь
Этнограф А.Н. Афанасьев писал: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня
ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову
обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в
прорубь». Судя по всему, тот, кто жил в проруби, был огромным и довольно
прожорливым зверем. А жертву ему приносили зимой, в самое голодное
время года. Летом «подводного царя» не кормили, и он «залегал на водный
путь» и «во образе лютого зверя коркодила» нападал на плывущих рыбаков и
купцов, топя и переворачивая их лодки и поедая людей.
В Псковской летописи (т. 2, стр. 262) читаем: «Влета 7090 (1582 год)
изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много
поядоша. И ужаса-ша людие и молиша бога по всей земли. И паки
спряташася, а иных избиша». Таких «царей» уважали, боялись, почитали и
зимой старались подкармливать. То есть изображенный на гуслях вместе с
другими животными ящер - такое же реальное животное, как лев или конь.
Специалист по Древней Руси академик Б.А. Рыбаков считает былину о Садко
одной из самых древних в новгородской земле. В изначальном варианте
Садко не путешествует, а приходит с гуслями на берег озера или реки и
играет свои песни «водяному царю». Этот «царь» выходит из воды,
благодарит Садко за доставленное удовольствие и обещает постоянный
богатый улов и золотую рыбку, чтобы тот победил в споре с купцами. Садко
становится уважаемым человеком в Новгороде и быстро богатеет. Академик
даже вычислил место встречи гусляра с «подводным царем». Это было на
озере Ильмень, у истока Волхова, у западного берега реки. На этом месте
археологи в 1952 году раскопали капище, известное под названием Перынь,
которое Рыбаков однозначно определил как святилище «коркодила».
Избиение «богов»
Казалось бы, полумифические животные были почитаемы в народе и неплохо
жили еще каких-то 400 лет назад! А их истреблением и полным забвением мы
обязаны последовательному яростному и упорному насаждению в этих
областях христианства, что отчетливо видно из летописей. Реальный
бог-ящер был опасным идейным противником Церкви. Убедить поклоняющихся
ему, реальному и грозному божеству, людей в существовании какого-то
абстрактного христианского бога было практически невозможно. Существовал
только один выход - беспощадное уничтожение всех этих животных,
«диавольских гадов», и полное искоренение памяти о них.
Скорее всего, сначала расправились с одомашненными маленькими тварями, а
потом и с большими речными «богами». Христиане нещадно истребляли
ящеров. Идолопоклонников убеждали, что это никакие не боги, а
«отвратные» звери. В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века
христианский летописец пишет о том, как плакал народ, когда в реке
Волхове изловили «окаянную тварь», а затем лишили ее жизни. Ящер был
торжественно захоронен местными язычниками в «высокой могиле». По нему
даже справили тризну.
Тяжело было расставаться людям со своими привычными древними богами. А
христиане верили, что ящера поглотил ад, просто не могло быть иначе.
Очень хорошо в этом контексте интерпретируется легенда о Георгии и
Драконе. Причем зародилась легенда далеко не в русских землях, а стало
быть ящеры такие водились во многих местах и считались богами язычников и
ящеров во имя христианства убивали повсеместно!
Легенда о святом Георгии вкратце такова: страну, которой правит старый,
беспомощный король, опустошает ужасный дракон, требующий себе в пищу
юношей и девушек; после того как жребий падает на королевскую дочь,
является герой, который убивает монстра, женится на принцессе и
наследует корону; жители королевства принимают христианство.
Интересно, что ни римские, ни раннехристианские источники не
упоминают о сражении Георгия с драконом, а концентрируют внимание на его
мученической смерти. Изображения святого Георгия, поражающего дракона,
появились только в XII веке, когда с ним начали связывать более древнюю
легенду. По разным версиям, Георгий либо убивает дракона сразу (в том
числе и крестным знамением), либо пленяет его и, связав поясом
принцессы, приводит в город, обещая убить его только после того, как
определенное число жителей обратится в христианство.
Впрочем, победа над драконом не всегда дается Георгию легко. В книге
XVII века «Семь поборников христианства» описывается его ожесточенная
битва с чудовищем «блестящим, как серебро, золотым животом, чья шкура
тверже, чем латунь». Вырвавшийся из своего логова дракон повергает
святого на землю, а копье, брошенное Георгием, разлетается на тысячу
осколков. Собравшись с силами, Георгий поражает дракона мечом в живот.
Из раны на святого вырывается поток яда, лишающего его на некоторое
время сознания. Придя в себя под апельсиновым деревом, Георгий
возобновляет битву, прежде взглянув на небо и получив благословение. Он
вонзает меч по самую рукоятку под крыло дракона, где шкура не так
прочна, так что меч Аскалон проходит через «сердце, печень, кости и
кровь» дракона. От крови дракона вся трава в округе становится красной.
Святой Георгий обезглавливает чудовище и благодарит Всемогущего Бога за
помощь.
Георгий, безусловно, не единственный христианский святой, победивший
дракона. Этот подвиг приписывается святому Филиппу, Леонарду, Матвею,
Сильвестру и многим другим. Драконы, противостоящие святым,
представляются ужасными чудовищами, однако победа над ними достигается,
как правило, легко, что является аллегорией христианского учения о том,
что благочестие легко побеждает порок. Так, святой Донат убивает
дракона, плюнув ему в рот, а древненорвежский святой Гутмунд повергает
врага молитвой и святой водой.
Священники беспощадно и целенаправленно уничтожали последних
представителей речных ящеров как языческих богов. Так, почти уже в наше
время были безжалостно уничтожены последние представители древних
ящеров. А вековой режим замалчивания этих событий сделал свое дело.
Мало кто даже слышал об этом. И сегодня трудно поверить, что в России
еще в XVI веке жили и прекрасно себя чувствовали потомки динозавров. Со
школьной скамьи нам внушается мысль, что это вымышленные мифические
существа из народных былин и преданий. Но из многочисленных летописей
следует, что это не так. Еще раз подтверждается истина, что легенды и
предания являются достоверными источниками информации и всегда отражают
реальные события прошлого.
Валерий КУКАРЕНКО http://ruslife.org.ua/post112437881/
|