Помните,
как набирал команду бурильщиков старина Уиллис в «Армагеддоне»?
Оказывается, во многом схожая команда сорвиголов, отчаянных ребят
существует в реальности, правда, они не взрывают астероиды, спасая
землян, а спасают суда и грузы, спасают за деньги, за большие деньги, и
про них тоже можно снять фильм, они того стоят. Представляем вам
компанию Titan Salvage.
Страховщики терпящих бедствие кораблей с ценным грузом готовы
предложить от 10 до 70 процентов стоимости судна и его груза любому, кто
сможет его спасти, если же спасатели потерпят фиаско, они не получают
ни цента.
Однако, желающие на такую работу есть. На поприще спасения
судов всегда господствовали голландцы. В то же время их подход — с
привлечением большого количества тяжёлых плавкранов и буксиров подходит
не всем заказчикам, и не для всякой ситуации.
Компания же Titan Salvage
вместо «топора» предлагает клиентам «скальпель». Команда из 45
профессионалов (глубоководный дайвинг, компьютерное моделирование,
подводная сварка, ремонт двигателей и т.д.) из разных стран под
руководством капитана–командира с бессрочной лицензией на право
управления всеми видами водного транспорта берётся за уникальные
спасательные операции, в большей степени полагаясь на свой опыт,
изобретательность, данные компьютерного моделирования, на нестандартные
инженерные решения, чем на мощь и размер техники. Себя они называют
«пираты в законе», «ковбои океана».
Да, ребята зарабатывают миллионы, но
на стене в штаб–квартире компании Titan висят фотографий тех, кто погиб
на работе — трое только за последние три года. Для примера расскажем подробнее об одной из уникальных операции по
спасению автомобилевоза Ро–Ро Cougar Ace с грузом MAZDA (4703 авто,
оценочная стоимость груза: $ 103 000 000), потерпевшем бедствие к югу от
Алеутских островов в 2006 г. В мировой практике спасательных работ на
море аналогов этой операции нет.Причиной аварии стала ошибка во время балластировки. Океанских волн
хватило, чтобы потерявшее осточивость судно легло на левый борт с креном
в 60 градусов. Все 23 члена экипажа Cougar Ace были сняты с аварийного
судна Береговой охраной США. Судно понемногу набирало воду и были
опасения, что оно затонет или его выбросит на берег. В этом случае,
автомобили и судно будут потеряны, а топливо в баках корабля нанесёт
непоправимый ущерб природе и рыбному промыслу, если случится пробоина.
Первое, с чего начала команда – разработка компьютерной модели судна,
по начальным данным о судне, полученным от владельца, ещё в самолёте по
пути на место. Для того, чтобы модель была готова к расчётам,
необходимы точные данные о состоянии судна – объёмах и расположении воды
в трюме, топлива, положении груза и т.д. Без спуска на корабль не
обойтись. Спасатели должны были спуститься на верёвках с вертолёта на
судно, проникнуть внутрь на девятую палубу и перебраться по наклоненной в
60 градусов палубе через сотни закреплённых Мазд к затопленному
участку. В это время вся эта масса автомобилей нависает над тобой,
удерживаемая только ремнями, порвется один — и автомобили, как рухнувшее
домино, расплющат спасателей. Нужно обследовать судно, выбраться
обратно на его палубы, перебраться по поверхности на бак и оттуда,
используя веревки, спуститься вдоль кормы на спасательное судно по
наклоненной 35–ти метровой палубе. Спуск на девятую палубу и сбор данных
прошёл успешно, но при возвращении и спуске на баке случилась трагедия —
один из спасателей, Марти Джонсон, инженер и автор компьютерной модели
(к тому времени он уже 6 часов находился на судне), сорвался на
наклонной палубе и упал с 25–метровой высоты, от полученных повреждений
скончался. Попытки спасателей и врача спасти его были тщетны. Это был
серьёзный удар для всей команды, были мысли бросить всё и вернуться, но
они решили остаться, и командир срочно вызвал другого инженера.
Исходя из собранных данных, новый инженер произвел расчёты —
необходимо откачать 1026 тонн воды с затопленных палуб за борт, а затем
заполнить танки правого борта 160,9 тоннами воды, чтобы уравновесить
корабль и выровнять его. Но был риск прохождения судном ровного киля по
инерции и перевала на другой борт с ускорением и последующим
опрокидыванием (например, могут не выдержать ремни крепления
автомобилей, что даст дополнительную динамическую нагрузку на правый
борт). В то же время, ситуация продолжала ухудшаться – вода вот–вот
начнёт поступать через вентиляционные отверстия (для выхода выхлопных
газов автомобилей) палубы судна, обычно находящейся высоко над
поверхностью воды и закрытые клапанами. Крен судна продолжает
увеличиваться и погода ухудшается. Приняли решение отбуксировать корабль
в бухту Широкая, остров Уналашка, чтобы укрыться за Алеутской грядой от
океанской зыби.
Во время буксировки судна команда опять, подобно спелеологам в
пещере, спускается в трюмы судна, чтобы убедиться, наполнена ли
крупнейшая балластная цистерна, которая должна удержать корабль от
опрокидывания по инерции при прохождении ровного киля. Цистерна
оказалась заполненной, в чём спасатели убедились, просверлив в ней
отверстие. На следующем этапе спасатели принесли на корабль два
100–фунтовых дизельных насоса. Следует отметить, что люди ползли со всем
оборудованием по наклонным палубам корабля высотой с семиэтажку, в
темноте, рискуя заблудиться или сорваться. К счастью, установка насосов
проходит успешно. Можно начинать откачивать воду и выравнивать судно. К
концу второго дня непрерывной работы судно выровнялось. Спасатели всё
это время находились на борту, внутри, вися на веревках. В темноте. При
опрокидывании корабля шансов спастись у них бы практически не было.
Судно в итоге сдали владельцу, получили за операцию 10 000 000
долларов США вознаграждения. Находившиеся на борту 99% авто не
пострадали. Но через год их все пустили в шредер, так как производитель
не захотел рисковать — машины были почти две недели под наклоном в 60
градусов. Не захотели исков от покупателей. Но это уже не проблема
Титана, они выполнили свою работу, во время которой потеряли товарища. И
они уже на новой операции.
Кстати, сейчас Titan Salvage участвует в поднятии Costa Concordia.
(с) ADR4_2
|