Что общего между потрясающими IT-компаниями и религиозными сектами?
Слово «культовый» в обиходе компьютерщиков-рекламистов
встречается так часто, что его можно уже считать штампом. И надо
сказать, что журналисты и различные эксперты всерьез считают, что
компании вроде Apple имеют налицо все признаки тоталитарных религиозных
сект. Грань между мощными корпорациями и культом сайентологии
действительно не так широка, как может показаться на первый взгляд.
Чаще всего обвинения в сектантстве слышат в свой адрес поклонники
Apple. Журналисты Foxnews еще летом прошлого года опубликовали отчет, в
котором осудили «яблочную» компанию за создание нового культа.
Журналисты ссылались на специальное исследование, проведенное
профессорами из Техасского университета, в котором утверждалось, что
Apple может стать первым примером «церкви нового поколения».
И вот сходства компании с христианством:
- Apple, как и многие другие технологические компании, была основана
двумя простыми парнями - Джобсом и Возняком - в собственном гараже. В
Библии тоже всячески подчеркивается, что Иисус Христос родился в
обыкновенной семье и в скромных яслях.
- Джобса когда-то выгнали из компании, и она почти умерла, но когда
он вернулся, то смог вывести ее на новую вершину. Христа иудеи тоже
распяли, а когда он воскрес, то идеи христианства получили новую жизнь.
- У бога всегда был заклятый враг - дьявол. Apple тоже в разное время
побеждала разных идеологических противников - IBM, Microsoft, а теперь
уже борется и с Google. Многие журналисты говорили, что на встречах с
сотрудниками компании Стив Джобс говорит, что Google нужно победить
любой ценой, поставив эту задачу целью своей жизни. Говорит он это,
свидетельствуют очевидцы, употребляя термины из военного лексикона.
- Когда iPhone вышел на рынок, его многие ругали за отсутствие
многозадачности, MMS и других, ставших к тому моменту традиционными,
технологий. Но его все равно покупали. Невзирая на объективные
недостатки, фанаты Apple, кажется, купят завтра все что угодно с
логотипом компании. То же самое слепое верование в непогрешимость Мессии
наблюдается и у сектантов.
Профессор Хади Кэмпбелл, один из авторов отчета,
говорит, что в поклонении перед Apple нет ничего плохого, хотя,
безусловно, иррационального хватает.
А недавно стало известно, что о культе Apple в США даже снимут фильм -
«Макоголовые». В нем будут фигурировать толпы из очередей за iPad и
фанаты с татуировками надкусанного яблока на разных частях тела. Фильм
будет документальным, и уже известно, что активное участие в его
создании примут журналисты издания Wired. Комиксов же на эту тему уже
хватает. Вот хотя бы один из них, с русским переводом.
Впрочем, не только Apple представляет опасность для традиционных
религиозных общин. Журнал PC World собрал классические определения
религиозных культов и попытался пристроить их к популярным мобильным
брендам: Apple, Android и BlackBerry. Важно подчеркнуть: культ не всегда
является чем-то опасным. Стив Хасан, основатель центра «свободы духа» в
США, говорит, что если в культе не пропагандируются идеи насилия и если
в нем нет актов принуждения и откровенного обмана, то бояться его не
стоит.
Деструктивные культы имеют четыре характерных
компонента: они управляют вашим поведением, они управляют информацией,
которую вы получаете, они устанавливают контроль над вашими мыслями, и
они контролируют ваше эмоциональное состояние.
А поскольку Стив Джобс не просит своих почитателей стричь волосы
определенным образом, а милый зеленый робот Android не призывает
шпионить за другими пользователями ради сохранения мирового порядка,
бить тревогу пока незачем.
В целом, признаки культов, если верить книге Аткина Дугласа The Culting of Brands, следующие:
- Харизматический лидер. Он обязан брать все серьезные решения на
себя и не терпеть инакомыслия. Такой лидер, безусловно, есть у Apple, и
его нет у платформы Android, т.к. ни Сергей Брин, ни Ларри Пейдж
идеологическую поддержку ей не оказывали. С BlackBerry сложнее. По
данным исследовательской компании TNS, в компаниях с численностью
персонала свыше 1000 сотрудников, 81% ее руководителей пользуется именно
продукцией RIM. Делает ли это рекламу рядовым менеджерам? Безусловно.
- Символизм. Еще одна важная особенность культов. Наклейки, футболки и
даже татуировки с логотипами своих любимых брендов делают и поклонники
Apple, и Android. Правда, ничего подобного вы не встретите среди
любителей BlackBerry.
- Отличия. Все религиозные культы основывают свою пропаганду на
том, что их паства радикальным образом отличается от остальных людей - в
лучшую, разумеется, сторону. И все мы помним слоган Apple: Think
Different («Думай иначе»). У BlackBerry - ставка на «преданность» и
«старые ценности», к которым часто обращаются религиозные группы. У
Android ничего подобного нет.
- Воспитание. Конечно, религия берет на себя и эту функцию.
Действительно, пользователи Android считают себя, с подачи маркетологов
Google и ее партнеров, подкованными, умными и практичными людьми.
Остальных они считают «жертвами маркетинга Apple». Культ «Мака»
обращается к людям творческим, художникам, навязывает свое видение
эстетического совершенства. Поэтому гаджеты от Стива Джобса так похожи
друг на друга: инженеры Apple уверены, что делают идеальные вещи. RIM
воспитывает в поклонниках BlackBerry идеи ответственности, трудолюбия и
мощи корпоративного духа. Пользователи этих смартфонов нарочито не
интересуются новыми технологиями, а используют «только то, что
действительно важно». В США даже ходит шутка: «iPhone - это любовь на
один день, но женюсь я на BlackBerry».
- Секты зачастую охраняют свою собственную экосистему от
чужеродного вмешательства. Так делает Apple, но так не делают Android и
BlackBerry - они не ограничивают число программ, которые можно запустить
на их устройствах.
Подводя итоги, необходимо отметить, что Android имеет
только два признака, характерных для религиозного культа. Влияние
BlackBerry сильнее – у него три очка. Что до Apple, то этот бренд с
пятью из пяти возможных баллов действительно можно считать культовым. http://www.omgadget.ru/
|