Несколько историй и книги Франса де Вааля "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов"
В
нижнем правом углу "Сада земных наслаждений" Босх изобразил самого
себя, пытающегося уйти от внимания свиньи, наряженной монахиней, которая
соблазняет его поцелуями. Она предлагает спасение в обмен на завещание
имущества.
Вопреки распространенному взгляду на природу
как на пространство звериной жестокости и арену кровавых пиршеств,
исследователи утверждают, что животные не лишены качеств, достойных
нашего морального одобрения; лично меня это наталкивает на мысль о том,
что мораль — вовсе не изобретение человечества, как нам нравится думать.
Приматы
добровольно открывают дверь, обеспечивающую собратьям доступ к пище,
хотя сами лишаются при этом части запасов. Обезьяны капуцины готовы
добиваться благ для других; в этом несложно убедиться, если посадить
двух обезьян рядом и устроить с одной из них обмен разноцветными
фишками. Фишки одного цвета приносят вознаграждение только обезьяне —
участнице «торгов», фишки другого цвета — обеим обезьянам. Очень скоро
обезьяны начинают выказывать явное предпочтение «общественным» фишкам,
дарующим поощрение обеим. И причина такого поведения — не страх,
поскольку именно доминантные обезьяны (которым опасаться нечего),
как правило, проявляют наибольшую щедрость.
Старая самка Пеони живет вместе с другими шимпанзе в открытом вольере
полевой станции Центра по изучению приматов имени Йеркса . Бывают дни,
когда особенно беспокоит артрит, Пеони трудно ходить и взбираться
на высоту, тогда другие самки всегда готовы помочь ей. Пыхтя
и отдуваясь, старушка медленно взбирается на помост, где на сеанс
груминга уже собралось несколько обезьян. При этом какая-нибудь самка
помоложе (не родственница) терпеливо лезет вслед за ней, с силой
подталкивая ее руками под объемистый зад передними конечностями вверх,
пока Пеони наконец не присоединится к остальным. Нам случалось также
наблюдать, как Пеони с трудом поднимается и медленно ковыляет к крану
с водой, расположенному довольно далеко. Иногда более молодые самки
обгоняют ее, набирают в рот воду, а затем возвращаются и поят
старушку. Поначалу мы не догадывались о том, что происходит; мы видели
лишь, что другая самка приближает свой рот ко рту Пеони. Однако через
какое-то время все стало ясно: Пеони с готовностью открывала рот пошире,
а более молодая самка переливала ей прямо туда струю воды.
Типичный
пример эмпатии — то, как шимпанзе утешают расстроенных товарок
объятиями и поцелуями; это настолько предсказуемо, что нам удалось
документально зафиксировать буквально тысячи таких случаев.
Млекопитающие вообще чувствительны к эмоциям друг друга и всегда
реагируют на тех сородичей, кто нуждается в поддержке.
Несколько
лет назад мы провели эксперимент: приматы с удовольствием выполняли
задания ученых за кусочки огурца, пока не увидели, что другие получают
виноград, который гораздо вкуснее. Обезьяны, получавшие в награду
огурцы , пришли в возбуждение, побросали свои овощи и устроили
забастовку. Очень приличная еда стала для них негодной только потому,
что кто-то из собратьев получал кое-что получше. Мы назвали это качество
«неприятием неравенства»; позже данную тему исследовали на других
животных, включая собак . Так, собака готова повторять одно и то же
действие без всякого вознаграждения, но отказывается делать это,
как только увидит, что другая собака получает за то же действие кусочек
колбаски.
Проявление слабости означает потерю статуса. Однажды
ученым довелось наблюдать в дикой природе, как один охромевший самец
несколько недель держался отдельно от остальных, стараясь залечит свои
раны. Время от времени, однако, он показывался в стае и устраивал перед
всеми желающими убедительную демонстрацию силы и энергии – а затем вновь
исчезал. Таким образом никто в стае ни о чем не догадывался.