Немного о картине Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) "Свадебный танец" / 1566 год.
Два
слова о самом авторе. Гениальный Брейгель был потрясен работами Босха и
много копировал его. Одна из его гравюр «Большие рыбы поедают малых»
даже была продана с подписью самого Босха. Известно, что Брейгель
никогда не писал заказных портретов, хотя, без сомнения, таких
предложений было у него множество.
На
переднем плане невеста танцует со свои отцом. До XIX века свадебным
цветом считался черный. Белый цвет был цветом смерти. Невеста –
единственная женщина на картине с непокрытой головой. На свадьбе она
могла в последний раз показать всем, какие красивые у нее волосы. После
замужество на людях она могла показываться только в головном уборе.
Сравните это с нашим словом "опростоволоситься".
На
заднем плане за столом праздничный полог, перед которым будет потом
сидеть невеста. На пологе нарисован царский венец. На свадьбах все было
регламентировано – количество гостей, количество блюд и стоимость
подарков невесте. Интересно, что на свадьбе нет священника. Для еретиков
голландцев свадьба была мирским обрядом.
Больших
столов не было даже в зажиточных домах. Вместо столов вырыты канавы, в
которые и усаживались гости. По обычаю, устраивали еще и свадебный
обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался
днем невесты.
Здесь
хочу обратить внимание сразу на несколько вещей. Во-первых – ножи. Нож
был универсальным инструментом, его носили даже дети. Во-вторых –
гульфики. Они должны были подчеркивать достоинства мужчины. А рыцари
носили выдающиеся металлические гульфики
на доспехах. И в-третьих – эрекция. Танец считался грехом, зовом плоти.
Об этом потом Бернард Шоу скажет: "Танец — это вертикальное выражение
горизонтального желания".
Интересно, что даже в наше просвещенное время есть множество отредактированных репродукций Брейгеля, на которых все выглядит гораздо пристойнее.