Когнитивные
и физические способности человека ограничены, но представления о
характере и степени этих границ пора пересматривать. Во многих случаях
сама мысль о том, что мы не всесильны, выступает ограничивающим
фактором. Как только мы отбрасываем её, происходят чудеса.
Например, психологи Ульрих Вегер и Стивен Лафнан попросили
добровольцев ответить на вопросы, которые будут возникать на экране
монитора. Участникам одной группы сказали, что перед каждым вопросом
будет высвечиваться ответ, но лишь на мгновение: воспринять его
сознательно они не успеют, но бессознательно должны уловить. Другой
группе признались, что это просто сигнал: мол, сейчас будет следующий
вопрос. На самом деле в обоих случаях на экранах вспыхивал случайный
набор букв. Тем не менее участники первой группы чаще отвечали
правильно. Уверенность в том, что тебе подсказали, повышает уровень
знаний!
А как насчёт зрения? Мы склонны думать, что это,
по существу, механический процесс. Однако Эллен Лангер из Гарварда и её
коллеги считают иначе. В своих экспериментах они исходили из стереотипа
о том, что лётчики-истребители обладают отличным зрением. Добровольцев
приглашали на тренажёр пилота ВВС, где всё было как положено: приборы,
гидравлические подъёмники для имитации движения самолёта, аутентичное
кресло, даже одеться предлагали в камуфляж. Так вот, когда испытуемые
выполняли простые манёвры, их зрение улучшалось по сравнению с теми
показателями, которые они демонстрировали, просто сидя в кресле
неработающего тренажёра.
И дело не в мотивации! Ещё одной группе предложили прочитать эссе о
мотивации и попросили очень сильно постараться при проверке зрения на
неактивном тренажёре. Но заметных улучшений обнаружить не удалось.
Раззадорившись, группа г-жи Лангер организовала другой эксперимент.
Мы давно привыкли к тому, что во время проверки зрения у нас возникают
проблемы в нижней трети таблицы. А учёные взяли и составили такую
таблицу, которая начинается не с крупных букв, а со средних, то есть
строки, которые обычно располагаются в нижней трети, оказались в
середине. Поскольку люди ожидали трудностей только в нижней трети, на
такой таблице они смогли прочитать более мелкие буквы, чем обычно.
Фабрицио Бенедетти и его коллеги поначалу повышали уровень гормона
роста в организме посредством инъекций, а затем выдавали за лекарство
простой солевой раствор, но уровень гормона в крови всё равно
поднимался.
Предраг Петрович и его коллеги подавляли эмоциональную реакцию на
неприятные фотографии путём введения успокоительного, после чего тоже
перешли на солевой раствор (участники эксперимента, разумеется, об этом
не знали), но области мозга, связанные с тревогой, по-прежнему
эффективно успокаивались.
Короче говоря, простого ожидания пользы бывает достаточно для
получения физиологического результата. Вероятно, в эксперименте на
знание были задействованы те же химические и нервные механизмы.
Озгун Атасой из Бостонского университета (США) подозревает, что таким
образом проявляется адаптация, которая стала очень важным приобретением
человечества в процессе эволюции, — адаптация, помогающая подготовиться
к будущему. Например, при мысли о возможной встрече с хищником
происходят очень серьёзные физиологические изменения, которые готовят
организм к предстоящей борьбе ещё до того, как зверь появится в поле
зрения.
Но можем ли мы сознательно менять мышление, с тем чтобы извлечь из
этого выгоду? Да, для этого надо научиться активно фокусироваться на
новых аспектах окружающей среды и мыслить о категориях действительности
как о гибких, а не заданных раз и навсегда. Например, Эллен Лангер и
Элисон Пайпер предлагали участникам очередного эксперимента знакомые и
незнакомые объекты безусловно и условно. Например, собачья жевательная
игрушка могла быть представлена со словами «это собачья жевательная
игрушка» или «это, возможно, собачья жевательная игрушка». Во втором
случае подопытные относились к предмету более гибко и легче
фокусировались на незнакомых деталях. Когда добровольцев попросили
решить задачу на творческое использование доступных объектов, с ней
справились лишь участники второй группы.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что разум и тело не две
обособленные друг от друга системы, а могут прекрасно работать в паре.
источник
|