Typhoon Mk-1
Краткая биография:
Typhoon был создан в 1940 году британской компанией Gloster Aircraft
Company. Этот одномоторный истребитель, один из самых крупных на тот
момент, был оснащен мощным двигателем и четырьмя 20-мм пушками.
Большие надежды:
Typhoon создавался для «битвы за Британию», как средство
противодействия фашистским бомбардировщикам, засыпающим бомбами
английские города и промышленные центры. Здравый смысл подсказывал, что
сочетание высокой мощности и хорошего вооружения должно сделать Typhoon
могучим оружием против Luftwaffe.
Суровая реальность:
Первым сюрпризом оказалось то, что с бомбардировщиками самолет
справлялся на удивление плохо. Он был настолько тяжел, что пока он
набирал высоту и скорость, немцы уже успевали отбомбиться. Причиной
стал побочный эффект хорошей вооруженности. Англичане перевели Typhoon
в разряд штурмовиков. На самолет навесили держатели для бомб, пилоны
для ракет, поставили дополнительную броню и отправили атаковать
немецкие колонны и корабли. Казалось, карьера Typhoon в новом качестве
должна успешно состояться, но тут выяснилось удивительное
обстоятельство: утяжеленный самолет получил дурную привычку при резких
маневрах отбрасывать хвост, как ящерица. Только в отличие от ящерицы
самолет не мог отрастить хвост. Самолет доработали, хвост укрепили и
Typhoon начали свой боевой путь. Но тут – в который раз! – обнаружилась
еще одна неприятная особенность Typhoon: он был слишком похож на Stuka
– немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87, поэтому зенитчики и
истребители союзников иногда их путали. Это сделало профессию пилота
Typhoon крайне непопулярной. А те, кто летал на нем и выжил, поспешили
забыть его после войны, как страшный сон.

Жизненный урок: Позиционирование самолета имеет значение. Внешний вид – тоже!
Messerschmitt Bf-110
Краткая биография:
Тяжелый двухмоторный истребитель, производимый фирмой Messerschmitt,
оснащался целой батареей пушек и пулеметов, в 1938 году он был самым
засекреченным самолетом в Германии и потенциальным любимым рейхсмаршала
Геринга. Машина нравилась и другим партайгеноссе, например, Геббельсу,
который сделал Bf-110 одним из главных персонажей легенды о
непобедимости Luftwaffe.
Большие надежды:
В стадии проектирования Bf-110 был Schnellebomber – «быстрым
бомбардировщиком». Но родился уже стратегическим истребителем, что
стало новым словом в распределении авиационных ролей. По замыслу
стратегический истребитель должен сопровождать стратегические же
бомбардировщики и защищать их на большом удалении от истребителей
противника. К началу войны был изготовлен целый парк Bf-110.
Суровая реальность:
Уже во время польской компании самолет поверг генералов и конструкторов
в некоторую задумчивость, так как не единожды становился жертвой
допотопных польских этажерок. И, хотя самолеты у поляков быстро
закончились, осадок остался. Bf-110 доработали и бросили в «битву за
Британию». Ежедневно пилоты отчитывались о десятках сбитых английских
машин и вскоре немецкое командование считало, что авиации у противника
практически нет... Но Luftwaffe продолжал нести потери, причем не
только от зенитного огня... Расследование показало, что немецкие асы
занимались обычными приписками, в то время как юркие английские
истребители разделывали тяжелые и неповоротливые Bf-110. Дело дошло до
того, что для сопровождения стратегического истребителя стали отряжать
другие истребители – более легкие и подвижные Bf-109. Но потом,
спохватившись, подчиненные Геринга стали придумывать Bf-110 новые
задачи.

Машину
пробовали в качестве легкого бомбардировщика, разведчика, штурмовика,
но ни в одной роли он не приживался, так как был недостаточно высотным,
маневренным и защищенным. В конце концов, удалось приспособить
некоторое количество машин под ночной истребитель, но к 1944 году
бомбардировщики союзников стали летать над Германией и днем, добивая
остатки немецкой авиации – в том числе и последние Bf-110 – прямо на
аэродромах.
Жизненный урок: «Межвидовое скрещивание» дает результаты, но по большей части странные.
Martin B-26 Marauder
Краткая биография:
Самолет был разработан еще до Второй мировой войны в фирме Glenn L.
Martin Company. Высочайшая культура конструирования и производства
заставляли американских военных верить фирме, как самим себе.
Неудивительно, что когда Martin предложила американским генералам
скоростной бомбардировщик среднего радиуса действия, они тут же с
радостью подмахнули контракт. Более того, машину приняли на вооружение
еще на стадии проектирования – случай небывалый!
Большие надежды:
Martin создала самолет с обтекаемыми обводами, двумя самыми мощными на
тот момент движками Pratt & Whitney и наилучшей авионикой. Для того
чтобы бомбардировщик летал как можно быстрее, на него поставили минимум
пулеметов, а главное – его крылья сделали совсем узкими и тонкими. На
испытаниях новая машина выдала скорость свыше 500 км/ч – больше, чем у
большинства истребителей того времени..
Суровая реальность:
Первые сражения показали, что B-26 не в состоянии улизнуть даже от
сравнительно небыстрых японских истребителей, не говоря уж о
европейских. Поэтому на машину пришлось устанавливать дополнительные
пулеметы, что увеличило вес самолета и, соответственно, снизило его
скорость. Но это полбеды! B-26 часто разбивались на взлете и посадке.
Причиной были узкие крылья, которые увеличивали не только скорость
полета, но и посадочную скорость... если первое было благом, то второе
резко повышало требование к мастерству пилотирования бомбардировщиком.
Начинающие пилоты – коих в войну становилось все больше и больше –
слишком часто не справлялись с управлением. Вдобавок у В-26 были очень
слабые стойки шасси, которые легко подламывались при слишком резком
ударе о взлетно-посадочную полосу...

Управляемый
опытными пилотами самолет вел себя отлично, был надежен и живуч. Но его
репутацию – а самолет прозвали «фабрикой вдов» – уже ничто не могло
спасти. Как только боевые действия завершились, всех Marauder, даже еще
не исчерпавших ресурс, отправили под нож.
Жизненный урок: То, что создано для профессионалов, неэффективно в руках начинающих.
Як-38
Краткая биография:
Появился на свет силами конструкторского бюро Яковлева в 1981 году. К
тому времени британцы смастерили вполне успешный самолет вертикального
взлета и посадки Harrier, Стране Советов нужно было как-то ответить на
этот наглый вызов западной военщины. Тем более что как раз были
построены первые советские авианесущие крейсеры (опять-таки, в ответ на
североатлантические корабли такого класса), а оснащать их было нечем,
кроме довольно вертолетов, которые не могли решать все боевые задачи на
море.
Большие надежды:
На Як-38 надеялись не только военные моряки, но и армия. Последние
предполагали, что этот легкий штурмовик сможет взлетать из боевых
порядков пехоты. Например, в составе военной колонны движется грузовик,
к которому прицеплен трейлер с Як-38. При необходимости трейлер
останавливается, самолет взлетает, наносит бомбово-штурмовой удар,
возвращается и колонна продолжает свой путь.
Суровая реальность:
Несмотря на то, что советские инженеры воплощали идею, уже
реализованную на Западе, в этот раз успешной «адаптации» к российским
реалиям не получилось. В отличие от Harrier, у которого оба двигателя
работали как при вертикальном взлете, так и при горизонтальном полете,
советская машина оснащалась тремя двигателями, один из которых был
основным (обеспечивающим собственно полет), а два вспомогательных были
задействованы в случае вертикального взлета или такой же посадки.
Больше двигателей – больше вес самолета, следовательно, машине
требуется больше топлива и она может нести меньше вооружения.
Як-38 мог брать всего пару бомб или десяток неуправляемых ракет, а летал при этом всего на 250 километров.

Но
малая эффективность оказалась не самым страшным его недостатком. Хуже
была крайняя капризность машины на взлете и посадке. Чтобы избежать
неестественной убыли личного состава, на Як-38 поставили систему
принудительного катапультирования в случае возникновения технических
проблем или техники. Но и эта система работала... нестандартно.
Например, в ходе одного из испытаний в режиме вертикального взлета на
высоте 70 метров автоматика катапультировала летчика, после чего
самолет самостоятельно продолжил полет, а после выработки топлива
благополучно приземлился на колхозное поле. Як-38 довольно быстро стал
лидером советской авиации по числу катастроф, хотя жертв, благодаря
катапультированию, было не так уж много. А вскоре появился на свет
вертолет Ка-29 – надежная бронированная и тяжеловооруженная машина. По
сравнению со слабо вооруженным Як-38, этот вертолет был настоящей
летающей крепостью, да к тому же имел почти в два раза больший радиус
действия. Практицизм взял верх над амбициями и производство Як-38
прикрыли.

Жизненный урок: Копия почти всегда бывает хуже оригинала.
Lockheed F-117A Nighthawk
Краткая биография:
Родился усилиями компании Lockheed в 1981 году. Почти пять лет летал
только по ночам, поскольку степень секретности была чрезвычайной. В
1982 году самолет приняли на вооружение столь же секретной тактической
авиагруппы 4450, а в 1986 он сам себя рассекретил, разбившись во время
испытательного полета.
Большие надежды:
Знаете, почему ракеты стали среди военных намного популярнее самолетов?
Просто после того, как бомбардировщик засекается средствами ПВО,
оставшегося времени как раз хватает экипажу на катапультирование.
Технология Stealth, по которой был сделан F-117A, крайне затрудняла
обнаружение радиолокаторами. Оставаясь невидимым для радаров, самолет
должен был проникать в расположение противника, уничтожать РЛС,
командные пункты и зенитные установки. После чего обычные
бомбардировщики над территорией противника чувствовали себя как дома.
Но
формы корпуса, затрудняющие отражение излучения радаров, а также
покрытие несколькими слоями хитроумных красок, также поглощающих
излучение, не способствовали аэродинамике...
Суровая реальность:
Уже на летных испытаниях F-117A проявил себя своеобразно: он оказался
очень непрочным и капризным как в эксплуатации, так и в обслуживании.
Например, техники, дабы не повредить вышеупомянутые слои красок, по
поверхности самолета ходили в носках.
Но
после случайного рассекречивания самолет быстро стал звездой боевиков и
журнальных обложек: нестандартный внешний вид машины Пентагон решил
использовать шанс для запугивания потенциального противника. Чуть ли не
в каждом американском фильме «про войну» появлялся силуэт Nighthawk. В
итоге F-117A нажил себе славу совершенно несбиваемого самолета, которая
держалась вплоть до операции в Югославии, когда под Белградом сербы
сбили Nighthawk и продемонстрировали обломки всему миру.

Американцы
сначала поспешили заявить, что Stealth упал сам из-за отказа
двигателя... потом признали, что самолет был сбит, но победу приписали
новейшему зенитно-ракетному комплексу С-300, который Россия якобы
поставила Югославии в обход санкций. Реальность оказалось печальнее:
«завалил» F-117 древний зенитно-ракетный комплекс С-125, изготовленный
еще в пятидесятые годы. Скандал был грандиозный: программа Stealth, в
которую были вложены миллиарды долларов, оказались неспособной
замаскировать самолеты от радаров, выпущенных еще во времена СССР.
Поэтому 22 апреля 2006 года последние экземпляры Nighthawk совершили
последний полет и отправились в музей.
Жизненный урок: Чем необычнее фантазия, тем более точных расчетов требует ее реализация.