Большая часть всего, что вы сможете
найти в рунете про обручальные и помолвочные кольца, лежит на сайтах
ювелирных магазинов и массовиков-затейников («баянист-тамада-услуги»),
специализирующихся на развлечении быдла на быдлосвадьбах. Поэтому,
понятно, у них там сплошь маркетинг и завлекалово. Типа: «Известно, что
обручальное кольцо должно быть с бриллиантом…»
Кому известно-то? И
откуда такое известно? Из желания продать именно с бриллиантом, потому
что дороже? Или из голливудских фильмов? Так они там, в голливудах, и
туалетную бумагу в комок комкают, и кольцо обручальное на левом пальце
носят, как советские граждане в разводе, и Ирак бомбят то и дело. Будем
с них пример брать во всём, да? Надеемся так заработать много долларов?
Эх-эх…
Итак, что мы знаем об обручальных и помолвочных кольцах на самом
деле? Ну, во-первых, конечно, то, что надевание обручального кольца на
палец неприкрыто символизирует половой акт. Но это и ежу понятно. А
ещё?
Ещё мы помним, как, флиртуя в раннесопливой юности с девушками
старше себя и замечая у них колечки, будто бы обручальные, норовили
подать им при выходе из автобуса руку, чтобы кожей ладони ощутить - нет
ли на том колечке повёрнутого внутрь жменьки камешка? Если камень есть
- значит, не обручальное, значит, надела для солидности - потому как к
замужней отношение у сопляков должно быть уважительнее и приставания не
такими настойчивыми. Так что, камешек на обручалке внедрён в ваши мозги
врагами недавно и пока, видимо, не очень прочно. Потому как другие
сайты ювелирных магазинов пишут: «Обручальное кольцо должно быть
гладким, без камней и засечек, чтобы супружеская жизнь была такой же
гладкой…» Ага. И по-пацански ровной.
В России, до того в СССР, обручальные кольца традиционно были именно
такими - золотыми, без камней и засечек. На внутренней стороне кольца
невесты гравировали имя жениха и дату бракосочетания. На врутренней
стороне кольца жениха, соответственно, - имя невесты. И тоже дату, да.
Где-то в середине 1980-х в моду вошли совсем узенькие обручальные
колечки. На них никакой гравировки не делали - просто потому, что это
физически было довольно трудно.
А потом попёрло - с насечками, с маленькими камешками по периметру,
из разных металлов, с алмазной пылью и т.п. Сегодня каждая пара
выбирает кольца, руководствуясь, как правило, исключительно собственным
вкусом. Ну, или советами маркетологов ювелирторга, ага. Или слухами,
модными журналами и прочими суррогатами традиции. Да хоть желанием
левой ноги. Многие и ваще обходятся без колец. Потому что несовременно,
например. Или потому что: «А зачем?» И все они правы. По-своему.
Тем не менее, кроме привычной, самой традиционной формы обручального
кольца (гладкое выпуклое из золота), есть ещё несколько моделей,
которые более или менее традиционно используют именно как обручальные.
Кольцо-картье. Вернее, модель Trinity de Cartier
торгового дома Cartier. Три соединенных вместе колечка - из платины,
желтого и розового золота. Модель зарегистрирована домом Cartier ещё в
1924 году, но сегодня такие кольца выпускают все, кому не лень.
Из Ирландии пошла традиция использовать в качестве обручального так называемое кольцо Кладда (кладдаг, кладдах, Claddagh ring).
На кольце изображены руки, которые держат увенчанное короной сердце.
Считается, что сердце символизирует любовь, руки - доверие, а корона -
верность. С этим кольцом связана одна старая скучная кельтская легенда
о том, как одного чувака из деревушки Кладдах продали в рабство, где он
стал учеником ювелира и, собственно, склепал первое такое кольцо. В
рабстве он был долго, а его возлюбленная всё это время хранила ему
верность. И умерли в один день. Собственно, всё это чепуха, потому что
символика кольца читается и без всех этих замшелых сказок и явно
перекликается с широкоизвестной идиомой «руку и сердце».
В странах Западной Европы и Японии последние годы понтово считается использовать в качестве обручалок кольца-паззлы. Это такие довольно интересные хреновины. Чтобы понять, лучше посмотреть видео:
Клёво, да? Одновременно и ритуальная фигня, и развлечение.
Кстати, бывают и паззлы-кладдаги. Вот, например:
Вот. Вообще же в России по-прежнему самой популярной моделью
обручального кольца остаётся ровное золотое без лишних деталей. Ну и
самую актуальную конкуренцию ему составляют модели текущих коллекций
московских ювелирных фабрик и известных мировых ювелирных домов. Таких,
например, как Кристиан Бауэр, уже упоминавшийся Картье, Тиффани, Baraka
(у Baraka, кстати, реально крутые модели, они, например, сочетают
бриллианты с каучуком, золотом и платиновыми шурупами, причем камешек
может ездить туда-сюда по длинной прорези) и др.
Так, с обручалками разобрались. А вот что такое «помолвочные кольца»?
Тут всё ваще запутано. Во-первых, у нас эта фигня серьёзного
распространения не имеет. Во-вторых, наблюдается кавардак с терминами.
Ведь помолвка раньше зачастую как раз и сопровождалась обручением. То
есть, «обручён» означало не «женат», а «обещал». Причём, ежели помолвка
была больше делом родителей жениха и невесты (типа, черепа договорились
породниться), то обручалась молодёжь часто наоборот - без родительского
соизволения (типа, «ах, мне ванечка колечко подарил»). Здесь, видимо, и
стоит искать истоки регионально спорадически распространённой традиции,
согласно которой а) помолвочное кольцо носят только девушки и б)
колечко это серебряное, дешевенькое: ну понятно, где юному парубку без
родительских вливаний дорогое взять?
У аристократов всё немного не так было, конечно. У них помолвочные
кольца были дорогущие, с бриллиантами. А поскольку нынешние попсовые
псевдотрадиции - это гремучая смесь из простонародных и
аристократических традиций всех стран и народов, а также маркетинга и
блажи, то сегодня помолвочные кольца могут быть и серебряными простыми
без камней и насечек, и платиновыми с бриллиантами, и какими угодно
вообще, потому что постмодернизм на дворе, да и тот заканчивается.
Кто-то вам будет говорить, что помолвочные кольца носят на правой руке
и снимают, когда надевают обручальные. Кто-то скажет, что помолвочное
носят на левой и никогда не снимают, как и обручальное. Кто-то задвинет
телегу, что помолвочные кольца носят и жених, и невеста, но жених
золотое, а невеста серебряное (тут работают солнечная/золотая символика
мужского и лунная/серебряная женского). Всё это одновременно и правда,
и чушь. Потому что все эти утверждения надо переводить в прошедшее
время и добавлять: «В таком-то народе, в такой-то местности, в таком-то
веке…» Мы живём не в традиционном обществе. Так что, у нас дарят, носят
и считают не как принято, а как попало. Или ещё вариант - как принято в
кино.