Изобретение колеса
давно вошло в поговорку, означающую попытку придумать что-нибудь, что
давным давно не только изобретено, но и общеизвестно. Но что значит -
«уже изобретено»? В незапамятные времена человек сообразил, что
в нечто, имеющее форму круга, можно воткнуть в центре палку и на этой
палке, получившей с тех пор гордое имя «ось», это самое нечто вертеть.
Но ведь что это было за нечто, из чего оно было сделано, для чего
использовалось и какую обеспечивало функциональность?
Поперечный спил
бревна на деревянной оси под примитивной повозкой? Каменный жернов в
ветряной мельнице? Ну и где бы мы были, если бы всякие увлекающиеся
чуваки с тех пор не продолжили изобретать колесо? Кто сказал «в золотом
веке»? Товарищи, выведите мракобеса из зала, спасибо… За тысячелетия
своего существования колесо обогатилось шинами, подшипниками, спицами…
ну, много чем. Зависит от области применения. Колеса, на которых
катается разный транспорт, поголовно обзавелись осью. И вот с некоторых
пор эта ось не даёт изобретателям покоя. Нравится им думать о колесе без оси, без дисков, без спиц
- чтобы вот колесо, а внутри него пусто, дырка от бублика. Зачем это
нужно? Ну, наверняка у них есть масса высокопарной фигни с цифрами на
этот счёт, но на самом деле, как мне кажется, им просто хочется сделать
не как у людей.
Ну, или отменить актуальность поговорки про сование
палок в колёса. Поговорке, впрочем, едва ли что-то грозит, поговорки
имеют привычку переживать предметы, которым обязаны своим появлением.
Но вот судьба колеса в самом деле интересна. Почти всё, что ездит,
давно уже делает это с такой скоростью, что сунуть ему в колесо палку и
переломать спицы, мягко говоря, проблематично. А в колёса со сплошными
дисками и на стоянке ничего не просунешь. Но вот прёт людей от колёс
с большой дыркой в середине. Нас тоже несколько вштырило и мы решили на
эту тему погуглить. Кой-чего нашли. Об одном транспортном средстве с
такими колёсами - Orbitwheel - мы уже рассказывали. Сегодня расскажем ещё о нескольких. Для начала - Wheelman.
Вилмэн - это такой гибрид мотоцикла, орбитвила и наверное ещё скарпара.
В общем, это такой некрупный ногоускоритель на бензиновом двигателе и
с безосевыми колёсами. Ноги вставляются прямо в колёса, управление
осуществляется ногами же, плюс рукоятка с парой кнопок на гибком шнуре.
Максимальная скорость - 30 километров час, расход бензина - пять литров
на сотню километров, объём бака - 0,6 литра. Так что с собой надо
таскать ещё бутылочку с топливом. Впервые эти стоячие микромотоциклы
стали производить в 2003 году в Австралии, а сейчас их делаю все кому
не лень. Например, китайцы, ага. На картинке, открывающей эту статью,
изображён как раз вилмэн. А вот ещё парочка:
Видео:
Среди изобретателей и производителей тележек покрупнее есть два
натуральных фаната безосевых колёс - Франко Сбарро, бывший токарь,
основатель автомобильного концерна Sbarro, один из самых
экстравагантных дизайнеров наземного транспорта, и Доминик Мотта,
создатель компании Osmos.
Франко Сбарро придумал много моделей с безосевыми колёсами, но все они так и остались концептами. Вот один из самых симпатичных:
Патент на собственно орбитальное, то есть безосевое колесо
принадлежит Доминику Мотта, по его компании безосевые колёса стали
называть также осмос-колёсами. Патент получен ещё в
1990 году, с тех пор Мотта придумал много разных концептов с такими
колёсами, но тоже, в общем, без серьёзного практического выхлопа. Вот
колесо конструкции Мотта:
А вот сам Франко Сбарро с полусобранной концептуальной конструкцией на колёсах Мотта:
Наконец, в 2002-2005 годах ситуация дошла до пика: безосевые колёса
существуют, конструкторы, занимающиеся разработкой транспорта с такими
колёсами есть, даже серийно и массово выпускаются всякие мелкие мувгаджеты
на таких колёсах - и почему до сих пор нет если не грузовика, то хотя
бы нормального взрослого мотоцикла, который бы в самом деле ездил на
дырках-бубликах? В общем, назрело. И родилось. То есть, серийного
производства пока не возникло, но за дело взялись кастомизаторы.
Во-первых, мотоателье Amen Design and Engineering создало мотоцикл Hubless Monster:
Он ездит:
Во-вторых, кастомайзеры Zeel Design создали свой осмос-мотоцикл Phenom, изобретя параллельно собственный способ крепления безосевых колёс - всего на трёх роликах: