1918 год. Украина под немцами.
По
Брестскому миру Россия потеряла Украину, губернии с преобладающим
белорусским населением, Эстляндскую, Курляндскую и Лифляндскую губернии,
Великое княжество Финляндское.
И чтобы два раза не ходить.
Статья
про школьное образование на оккупированных немцами территориях во время
Второй Мировой войны. Главный квартирмейстер группы армий «Север» в
служебной записке пишет: «Поскольку трудовая повинность наступает только
с 14-летнего возраста, молодые люди в городах в возрасте 12-14 лет
практически предоставлены самими себе, бездельничают, спекулируют и
убивают время другими способами. Такое состояние является совершенно
недопустимым. Оно позволяет русским говорить о разрушительной системе
немцев в области культуры, что способно создать угрозу общественному
порядку».
В программу начального образования включалось не более
семи предметов: русский язык (его частью являлись также пение и
рисование), немецкий язык, арифметика, география, естествознание,
рукоделие (для девочек) и труд (для мальчиков), физкультура. Особое
внимание уделялось изучению немецкого языка. После окончания 4 класса
учащийся должен был «уметь изъясняться по-немецки в повседневной жизни».
На уроках пения позволялось петь только русские народные песни и
церковные песни.
Немцы дали право частичной автономии регионам
во введении того или иного предмета в школьную программу. К примеру,
изначально Закон Божий не фигурировал в списке 7 обязательных предметов,
но постепенно местное самоуправление само (т.е. без нажима немцев)
стало его включать в программу.
Вторым по значимости предметом,
после немецкого, шла история. «Единого учебника истории» при оккупации
не было, а потому немцы составили методички для учителей по этому
предмету. В них предлагалось особое внимание уделять «на положительные
стороны европейской ориентации России» (немецких царей, союзы с
Германией и другими странами против Наполеона и т.п.). Положительно
оценивалось переселение немецких колонистов в Россию, освобождение
крестьян от рабства в 1861 году, роль христианства в очеловечении
русских.
В методичках объяснялись основные принципы
воспитательной работы с учениками: «Следить и требовать от учеников
вежливого отношения к учителям и родителям, ко всем старшим, особенно к
германскому командованию»; «Научиться молиться Богу путём активного
участия на утренних линейках»; «По четвергам – учить благоговейно
относиться к иконам»; «В ежедневной работе в классе подчёркивать разницу
в зажиточной, культурной и счастливой жизни рабочих и крестьян в новой
Европе и закрепощение их в советской России. Прививать любовь к труду,
особенно ремесленному и крестьянскому, указывая, что в Германии работа
крестьянина почётна».
В учебниках шло идеологическое изъятие
многих слов, которые отныне больше не могли фигурировать и в официальных
документах. Так, колхоз стал называться деревней, товарищ –
гражданином, СССР – Россией, советский человек – русским.
Учителей,
как самых тогда уважаемых людей, немцы и русские служащие использовали
на различного рода агитационных и просветительских акциях: они читали
населению политинформацию, отвечали за организацию демонстраций и
праздников. За всё это были тоже надбавки, и в итоге у большинства
набегало до 700-800 рублей в месяц – а это уже было больше, чем
начальников полицейских отрядов (600 рублей).
Охват школьников
был практически 100-процентный (и это тоже идёт в разрез с агитационным
советским мифом, что немцы не хотели учить покорённые славянские
народы). Более того, за непосещение ребёнком школы родителей штрафовали.
В Калининской области штраф был 100 рублей, в Локотском округе 500
рублей. При повторных пропусках ребёнка один из его родителей мог и
вовсе угодить в тюрьму на 1 месяц. Школьников-прогульщиков полиция
доставляла в школы принудительно.
Школьное образование было
платным. За одного ребёнка приходилось платить 60 рублей в месяц, за
последующих в семье – по 30 рублей. А вот высшее образование немцы
посчитали необязательным для русских. Точнее, тут были свои особенности.
Аналог вузов было разрешено открыть по совсем небольшому перечню
предметов – сельскому хозяйству и инженерным специальностям. Немцы
полагали, что высшее образование (кроме профессии агронома и инженера)
могут получить только те русские, кто получил среднеспециальное
образование и при этом в совершенстве владеет немецким языком. Такую
молодёжь предполагалось отправлять на учёбу в Германию и Чехию.
Образование
было всеобщим, крайне идеологизированным и предполагалось, что его
должно хватать для простой работы (в сельском хозяйстве и на заводах,
учителями в школах и в мелкой управленческой работе). Особая роль
отводилась религиозному образованию. Учёба была платной. В общем,
примерно такой же видит систему образования нынешнее, путинское
Министерство образования.