«Питон» спецназначения: Боевая разведывательная машина
Для
проектирования образцов военного снаряжения, оборудования и техники
редко привлекают профессиональных дизайнеров. Один из немногих
известных примеров сотрудничества военных и дизайнеров – израильская
винтовка TAVOR, при разработке которой перед конструкторами ставилась
задача помимо обеспечения высоких боевых качеств оружия придать ему
максимально футуристический вид. Не дожидаясь приглашения от
отечественных военных, выпускник УралГАХА Алексей Быстров разработал
транспортное средство для групп специального назначения. Боевая
разведывательная машина (БРМ) «Питон» сможет доставить группу из 3–4
человек и необходимое снаряжение к месту проведения операции и
обеспечит быстрый отход.
Основная задача «Питона» как
разведывательной машины – возможность быстрого перемещения по любой
местности. Низкий силуэт способствует маскировке, а небольшие габариты
облегчают транспортировку – от переброски авиацией до скрытной
перевозки в кузове грузовика.
Схема размещения экипажа
оригинальна: водитель сидит по центру спереди, командир экипажа и один
стрелок – по бокам, а в «хвосте» находится стрелок основного пулемета.
Использование в конструкции кресел композитных бронелистов и крепление
кресел к потолку, по мысли автора проекта, позволит максимально
защитить экипаж при наезде на мину. В случае необходимости БРМ может,
хоть и без особого комфорта, перевозить дополнительных пассажиров
(эвакуация другой разведывательной группы, перевозка пленного, раненых).
Автор
постарался предусмотреть обеспечение как боевых потребностей экипажа:
защита от пуль и мин, безопасная перевозка оружия и взрывчатых веществ,
надежное крепление оружия и снаряжения на корпусе, быстрое приведение
оружия в боевое положение, – так и бытовых: организация спальных мест,
приготовление пищи без разведения открытого огня, обеззараживание воды.
Независимая пневмоподвеска позволит менять клиренс от 400 мм (при
движении по асфальту) до 650 мм (для преодоления участков тяжелого
бездорожья) и обеспечит нехарактерную для машин такого класса плавность
хода. Использование силовой гибридной установки, сочетающей дизельный
двигатель и электромоторы на всех колесах, – это возможность пройти на
аккумуляторной батарее 40–60 км совершенно бесшумно, что особенно важно
при разведывательных операциях.
Чтобы защитить «Питона» от пуль
и осколков, предлагается использовать принцип бронежилета, то есть на
каркас кузова навешивать мягкие кевларовые панели. Такая броня
многократно снижает вес транспортного средства, а дополнительную
броневую защиту обеспечивают компоновка и расположение агрегатов.
Например, двигатель спереди – дополнительный щит, кевларовый подбой
днища – теплоизоляция и защита от мин. Как и у большинства аналогов, у
«Питона» преобладают прямые, ломаные поверхности. Преимущества такого
формообразования очевидны: плоские панели легче бронировать, упрощается
кузовной ремонт.
Главная проблема – как разместить в
ограниченном объеме все необходимое оборудование и оружие. Для этого
автор предусмотрел систему креплений внутри кабины. Предполагается, что
даже основное оружие «Питона» – крупнокалиберный пулемет «Корд» калибра
12,7 мм длиной почти 2 м – можно будет снять с башни и перевозить в
кабине, чтобы не пугать мирных жителей при проезде через населенные
пункты.
Дизайн – это прежде всего боевая целесообразность
Похвально,
что кто-то думает о создании новых военных машин. В целом такая легкая
разведывательная машина нужна армии. Но предлагаемый проект имеет ряд
существенных недостатков.
Военные машины ездят по бездорожью,
грязи и глубоким лужам. Носовая часть «Питона» сильно скошена, из-за
чего во время движения на нее будет лететь вода и грязь, заливая
лобовое стекло так, что никакие стеклоочистители и омыватели не
помогут. Отсутствует совершенно необходимая для таких машин защита
стекла с помощью бронещитков. Если машина попадет носом в болото или
глубокую грязь, вытащить ее будет трудно. Нет перископических приборов
наблюдения, подобных танковым. Отсутствуют инфракрасные фары и
прожектор на пулеметной башенке. Открывание боковых люков вверх
совершенно недопустимо. Масса откидываемого вверх люка, если он
броневой, велика. Вручную с ним не справиться, а гидропривод при боевом
повреждении машины обычно выходит из строя. К тому же в бою это опасно:
водитель начинает открывать люк, еще не видя, что делается слева от
машины, но его тело от бедер до головы уже открыто для стрелков
противника. Люк должен открываться вперед. В этом случае он
обеспечивает бронеприкрытие члена экипажа, покидающего машину, и
одновременно может служить бронещитком и опорой для стрелкового оружия.
Нельзя относить пулеметную башню назад. Это область повышенной тряски и
укачивания, что приводит к переутомлению пулеметчика и нарушению
юстировки пулемета. Башня должна находиться в средней части машины,
иначе прицельная стрельба из пулемета при движении машины невозможна.



www.popularmechanics.ru