Ровно 35 лет назад, в июле 1977 года, был
сформирован отряд летчиков-испытателей комплекса "А" группы специальной
подготовки по программе "Буран" - самой мистической страницы в истории
космонавтики. Говорили что летчиков-испытателей этого проекта убирали
иностранные спецслужбы, намекали на инопланетян, но больше всего
говорили о мистике. О "проклятии "Бурана""...
Когда американцы запустили свой "Шаттл", в СССР сразу просчитали его
опасность - американский корабль мог сбросить ядерный заряд над любой
точкой Советского Союза и защитить от такого удара не могло ни одно ПВО.
Кроме того "Шаттл" теоретически был способен подлететь к советским
военным спутникам, схватить их, погрузить в свой грузовой отсек и
привести на Землю. И не удивительно что в Союзе решили - у СССР должен
быть адекватный ответ: разведчикам было поручено добыть чертежи
"Шаттла", а инженерам разработать свой собственный советский челнок,
который назвали "Бураном". По сути это был просто многоразовый
космический самолет, рассчитанный минимум на 20 полетов по
транспортировке в космосе грузов большого размера и массы. А отличие
"Бурана" от "Шаттла" было в наличии системы автоматической беспилотной
посадки. Он мог сам взлететь, пробыть в космосе положенное время и сам
приземлиться на аэродром.
Но полностью
полагаться на технику разработчики не стали, и вскоре появился первый
отряд испытателей "Бурана" - в июле 1977 года для особо секретной работы
отобрали 8 летчиков. Более 500 человек подали тогда заявки, летчики
стремились попасть в элитный отряд - "волчью стаю", как их назвали по
имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка. Тогда никто и
предположить не мог, что Игорь Волк станет единственным из первого
набора, кто доживет до преклонных лет.
Вот она - первая
восьмерка испытателей "Бурана": Игорь Волк, Олег Каноненко, Анатолий
Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников,
Виктор Букреев, Александр Лысенко.
Первые потери начались еще накануне официального формирования отряда -
17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал тренировочный полет на
МиГ-25ПУ, когда тот загорелся. Пилота еще живого вытащили из самолета,
но 22 мая Букреев скончался в госпитале.
Вторым 23 июня 1977 года
погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывали на
истребителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор, и самолет рухнул на землю.
Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил и продолжил
летать, а вот Александр Лысенко погиб.
8 сентября 1980 года отряд
теряет Олега Каноненко. При взлете с палубы крейсера "Минск" у его ЯК-38
не раскрылись сопла, и самолет рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко
не катапультировался.
Был объявлен новый набор в отряд, но
после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о "проклятии
"Бурана"" и они уже не так стремились попасть в элитный отряд - "волчью
стаю". Были даже отказы, но не захотели (или не смогли) отказаться от
заманчивого предложения: Владимир Туровец, Виктор Заболоцкий, Урал
Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер и Юрий
Приходько.
На поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и
стаканы для погибших товарищей, а кандидат в отряд Владимир Туровец
написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами "кто
следующий?". Следующим стал сам Владимир Туровец, который погиб 8
февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая
смерть в отряде.
То что члены "волчьей стаи" гибнут один за другим,
показалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ, которые не верили ни в
мистику, ни в инопланетян. Но зато они верили во вражеские спецслужбы и
специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с
участием бурановских испытателей. Расследование установило, что все
летчики погибли случайно и проект продолжился. Испытания "Бурана"
близились к завершению, когда было решено для начала отправить в космос
членов бурановского отряда на обычных кораблях "Союз", и сразу после
приземления посадив их в кресла пилотов проверить смогут ли они
управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Первым в космос в
1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь
Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить
"Буран" в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно.
В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле "Союз" в
космос полетел Анатолий Левченко. Несмотря на аварийную посадку и
сильные ушибы, он тоже удачно завершил эксперимент. Но в результате
жесткой посадки у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через
шесть месяцев, 6 августа 1988, года Анатолий Левченко умирает.
Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали
Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета в
космос еще не было, а погибло уже пять испытателей "Бурана".
Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском.
Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе
сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го,
разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне
Сальгареда в Италии, и станет седьмым.
В конце концов, в
первый полет "Буран" было решено отправить 25 октября 1988 года без
людей в автоматическом режиме. За 42 секунды до взлета полет отменили -
ошибка механизма. Но никаких неполадок в нем не нашли, и повторный пуск
15 ноября состоялся нормально, а приземлился пустой "Буран" идеально.
Следующий полет "Бурана", уже с космонавтами на борту, запланировали на
1991 год, но стране тогда стало не до этого, а вскоре не стало и самой
страны...
Многоразовый "Буран" оказался одноразовым, программу
закрыли, но проклятие не исчезло. Николай Садовников в конце 1977 года
ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды
катапультировался из аварийных самолётов, после полученных травм был
списан, и умер от их последствий в 1994 году. В июне 2001 года
неожиданно умрет испытатель "Бурана" Юрий Шеффер - его сердце остановил
тромб. А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий
Приходько.
12 марта 2002 года на космодроме Байконур умрет и единственный
летавший в космос "Буран", но не один: бетонная крыша
монтажно-испытательного комплекса похоронит под собой и сам челнок, и 8
человек из ремонтной бригады. А с исчезновением самого мощного и самого
дорогого советского космического корабля, исчезнет и его "проклятие" - с
гибелью "Бурана" прекратятся и неожиданные смерти его испытателей.
Хотите - давайте поговорим о мистике, а хотите - давайте вспомним 15
ноября 1988 года, последний день в истории СССР когда советские люди
испытали гордость за свою страну...