Всегда
подозревал, что медиаперсоны привирают, но не думал, что настолько.
Нам, рядовым людям, ездящим на обычных бюджетных машинах, они вбивают в
голову идеи, не имеющие никакого сходства с реальностью. Одна из таких
идей — "русские" территории Украины. Вот уже больше двух лет я ищу эти
самые территории, и никак не могу найти. Не буду говорить про Галичину и
Волынь, скажу о том, что действительно знаю: о дальних дорогах и
прилегающих населенных пунктах центральной и юго-восточной Украины. Так
вот, даже там все иначе.
Для меня, автопутешественника со стажем,
шоссе – это система отношений. У трассы, как и у машины, есть свой
собственный дух, свой норов и даже своя национальность, которая
определяется не языком придорожных баннеров, количествами заплаток и
выбоин, а отношением к человеку. Трасса живая. И если ты даже ни разу не
вылез из машины, то спинным мозгом чувствуешь ее воздействие на душу.
Когда
в одиннадцатый раз пересекаешь таможню в Нехотеевке, то хорошо и сразу
начинаешь чувствовать, чем украинская цивилизация отличается от
российской. При всех очередях и раздолбайстве, дистанция между тобой и
человеком в форме здесь меньше. И вообще, в целом она – меньше.
Сделаю
оговорку, чтобы было понятно, о чем речь. Для меня народ – это не гимн,
не флаг, не фамилия и даже не язык, а состояние психики, а если точнее,
то душевные порывы. Например, в Москве все говорят на русском. Но в
Москве русские не живут. В Москве живут русскоговорящие жители
интернационального мегаполиса, у которых два душевных порыва – деньги и
карьера. В мире есть еще один народ, для которого главное – деньги и
карьера, это американцы. Поэтому, когда на Украине спрашивают, что за
народ живет в Москве, я так и отвечаю: американцы. Люди смеются, но
потом, возвращаясь с московских заработков, говорят: "Не, Игорь, ты был
не прав. Они хуже американцев".
Можно говорить по-русски и быть
"хохлом". А можно быть типичным украинцем и вообще не знать мовы. Именно
с такими людьми я преимущественно и встречался на трассах юго-восточной
Украины.
Гаишники. Между российскими и украинскими гаишниками
есть одно принципиальное отличие, делающее их представителями не просто
разных, а диаметрально противопложных планет. Это внутреннее отношение к
водителям. Подчеркну: внутреннее.
Российский гаишник относится к
тебе как госчиновник, украинский — как парень из соседней деревни. Как
следствие: российский гаишник надменен и двуличен, украинский – прост в
общении и цинично откровенен. Российскому гаишнику ты сам должен
намекнуть о том, как лучше разойтись обоим. Украинский тебе об этом
подскажет первым. И когда ты кладешь им деньги за нарушение ПДД, то у
тебя складывается внутренне ощущение, что российскому гаишнику ты
платишь наличкой что-то вроде "госпошлины", а украинскому даешь обычную
бандитскую мзду за проезд. И наконец, для российского гаишника ты –
нарушитель закона, для украинского "дайца" – ты просто лох, пусть даже
из соседней деревни.
Дальнобойщики. В России они образуют
отдельную касту, я бы даже сказал, секту, со своими "молитвенными
домами" в виде "их" кафе, "их" стоянок, куда легковушкам лучше не
соваться, длинных поездов из нескольких фур без просвета для обгона. На
Украине дальнобойщики ведут себя не так высокомерно. Любое кафе – для
всех. Из-за соседнего столика они охотно спросят, почем ты брал свою
развалюху, расскажут, кто сколько телок поимел на трассе, спросят,
сколько у тебя детей. Они тоже, в общем, "свои".
Персонал кафе – и
тут две большие разницы. В России официантки в придорожных закусочных и
кастелянши в мотелях относятся к тебе как к пустому месту. Они смотрят
как бы "сквозь тебя". Ты им не интересен в принципе. В украинском
придорожном кафе новый клиент – это маленькая сенсация. Разговоры про
откуда и куда. Какой-то интересный случай из жизни. Попросишь черного
хлеба к борщу, ответят с хохотом: "У нас черный только свиньи едят!
Можем ржаного порезать". И только отъехав, ты вдруг поймешь, кто такие
эти "свиньи" и сколько с тебя содрали за борщок с чесночком.
Отношения
между водителями на трассе — тема для отдельного большого разговора.
Расскажу лишь то, что явно бросается в глаза. Все знают, как водители
предупреждают друг друга о гаишниках на дороге? Правильно, мигают друг
другу фарами. И здесь, на мой взгляд, таится самое интересное отличие.
В
России на шоссейных дорогах существует негласная кастовая сегрегация по
видам транспорта: фуры, джипы, малолитражки, автобусы. "Россиянские"
касты на трассе между собой практически не общаются. О гаишниках чужих
не предупреждают. Дальнобойщики — только дальнобойщиков, автобусы –
своих, и так далее. Более того, между кланами в России идет скрытая
война.
Летом 2009 года нас на М6 скинула с трассы фура. Шли на
новеньком "Ситроене" в сторону Тамбова. На скорости 130 обгоняли фуру и,
когда поравнялись с ее кабиной, та, не включив поворотника, резко дала
влево — прямо на нас. Мы тоже дали влево, на встречную обочину. Там на
щебенке нас закрутило и вынесло задом в кювет. Фура даже не
остановилась, хотя водила не мог не видеть, что произошло. Потом мы
много слышали, как фуры скидывают с трассы иномарочки. Знакомый таксист
из Тамалы объяснил просто: "Классовая ненависть".
На Украине ситуация
совершенно иная: мигают друг другу все типы транспорта без исключения
(ну или почти что все). Фуры не только не мешают, но, как правило,
помогают делать обгон, давая знать поворотником, что впереди – свободно.
Очень часто грузовые на однополосном подъеме вообще уходят на обочину,
давая легковушкам возможность опережения. Джипы тебя сзади фарами и
тушей не давят, а просто ждут возможности обогнать. И вообще, на Украине
к бедным машинам, включая старые "копейки", отношение более человечное.
Да, к ним относятся как к равноправным участникам движения. На Украине
совсем другая дорожная мораль.
Это явление я для себя назвал
"дорожной демократией". И вообще, мне кажется, что политическую
ориентацию того или иного народа и государства определяет не его
партийная система, а его дорожная психология. В этом смысле Украина,
включая так называемые "русские территории", гораздо ближе подошла к
светлому демократическому будущему, чем "набыченная" и угрюмая шоссейная
Россия.
Игорь Коровин
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/09/24/1037787.html