Грибов в мифах, легендах и преданиях множество: то в качестве героев,
то в виде магических знаков. Давайте посмотрим, чем характеризовалась
их символика в разных культурных традициях.
Связные иномирья
Представления о принадлежности грибов к потустороннему миру имеют
место у славян. Чешское присловье «тогда ты еще ходил по грибы» или
«…еще грибы пас» употребляется в значении «тебя еще на свете не было».
Индейцы и сибирские народы с давних времен принимали галлюциногенные
грибы во время религиозных праздников. В ненецкой ворожбе по количеству
съеденных шаманом мухоморов определялось число изгнанных им злых духов.
В японской сказке бедняк Коскэ, аналог нашего Емели, отведал красных
грибов и веселился весь день, а на следующий накормил ими местную
Несмеяну вместе с ее отцом – правителем и царедворцами, которые сразу
впали в буйное веселье, быстро перешедшее в свадьбу героя с принцессой.
В Индонезии считалось, что поев неких грибов, люди обретают
способность говорить на разных языках. В Мезоамерике на рубеже новой эры
появились скульптуры грибов-идолов, а за 3,5 тыс. лет до этого –
изображения танцующего шамана с грибом в руках. На Среднем Западе
говаривали: «Растущие на соснах грибы в конце февраля кричат «Хохохохо!»
(их тоже применяли в магических целях).
Демонические существа
Достаточно привести названия некоторых грибов, чтобы убедиться в том,
насколько они выразительны. У русских: «собачий гриб», «чертов табак»;
у словаков: «вороний помет», «борода еврея», «цыганский гриб»; у
поляков: «бычьи яйца» и т.д.
В славянской народной демонологии грибы являются живыми существами,
обладают даром речи, превращаются то в жаб и червей, то в золото,
способны отбирать у людей силу и здоровье. Растущие кругами грибы русичи
испокон веку называли «ведьмиными кольцами».
В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных
людях», на Чукотке тоже сохранились предания о лесных
девушках-мухоморах, которые заманивают охотников в лес.
Нивхи не ели грибы, полагая их пенисом черта или его ушами. Поляки и
белорусы считали грибы заколдованными ведьмами или карликами. На русском
Севере, напротив, верили, что грибов в лесу не будет, если под дождем
искупалась ведьма. Народ куива не сомневается, что в этом образе
предстают подземные люди в сине-зеленых шляпах, а иногда злые духи,
насилующие женщин.
Зато освященные грибы служили оберегом от нечистой силы, от сглаза, использовались в народной медицине.
Божественные дары и дарители жизни
Широко распространена версия о происхождении грибов от грома,
например, в результате наказания богом-громовержцем своих детей
(античные государства, Индия, Аравия, Дальний Восток, Океания, Северная
Америка и т.д.). Это отразилось и в названиях: русский «громовик»,
словенский – molnjena goba, «молнийный гриб», маорийский whatitiri и
т.д.
На тихоокеанских островах, что между Австралией и Америкой,
существовала легенда о том, как мужчина Nimei и женщина Niwong, плавая в
море, в процессе творения суши создают два гриба и закидывают их в
небо: мужской стал Месяцем, женский – Солнцем. Африканские пангве
убеждены, что земля возникла из нижней, а небо – из верхней половины
древесного гриба.
Славяне сообразно форме грибов делят их на мужские и женские и
наделяют брачной символикой. Песенный фольклор белорусов для весенних и
свадебных гуляний включал сюжет о том, как девушка приносит из леса
мухомор и кладет с собой спать.
По австралийской легенде аборигенов караджери два брата нашли по
грибу, удлиненный и уплощенный, подули на них, и в результате те стали
мужскими и женскими гениталиями, тотчас возникшими у всех членов
племени.
А предание кетов повествует, что мужчины и женщины выросли из семян,
брошенных в землю богом Есеем (или Есем), и поначалу жили отдельно: бабы
– в чумах, мужики – в лесу, в виде фаллосов-грибов, где их навещали
жительницы чумов.
Однажды женщине надоело ходить на свидания, она вырвала мужскую особь
из земли и принесла домой, но та увязла на полу и стала совершенно
непригодна для использования по прямому назначению. Тогда бог прислал на
выручку мужчину, не имевшего собственных гениталий, тот выдернул
грибной фаллос, который прирос к нему на радость всему женскому
населению. Те же, что остались в лесу, захирели без привету от бывших
посетительниц и стали всего лишь грибами, которые едят только русские,
не зная их происхождения.
Греки называли грибы пищей богов, а ацтеки – божьей плотью. В
даосизме они считаются пищей гениев и бессмертных. А вот в Ягнобской
долине Таджикистана существует поверье, что когда Великая мать
вытряхивает из своих одежд вшей, то они, падая на землю, превращаются в
грибы.
Происхождение грибов связывается и с пищей, которую втайне от Христа
ели и выплюнули апостолы. Так, у немцев, украинцев, белорусов и словаков
существует легенда о том, что женщина даёт св. Петру хлеб (пирог), тот
ест украдкой; Христос спрашивает, что Петр ест, тот давится, хлеб
превращается в грибы.
У австрийцев – другой вариант. В пору солнцеворота св. Петр и Господь
проголодались, крестьянин дал Петру три золотистых пончика; оба съели
по одному, а третий Петр спрятал; по пути стал откусывать понемножку, но
каждый раз, когда хотел проглотить, Господь его о чем-нибудь спрашивал,
он выплевывал кусок – так появились грибы лисички, вырастающие ко дню
летнего солнцеворота.
Много значений у грибного символа. Собрав их в лукошко, не торопясь
разберем, что понравилось – оставим и запомним, что не нужно – отложим в
сторонку. Так?
|