Помните шутку про беляши, что продаются с лотков в людных местах? Купи 40 беляшей и собери собаку. Это было первое, что я вспомнил, когда увидел фотографию игрушки 3D PIG ANATOMY PUZZLE.
Адски полезная игрушка для современных городских детей. Мясо к ним на
стол попадает всё больше в виде брикетированного филе, колбасы и
паштета (и хорошо, если не в виде беляшей и пирожков из переходов
метро) - откуда узнать, как устроен, например, поросёнок? Конечно, все
дети ломают и разбирают игрушки, но в обычных-то игрушках нет, как
правило, ни рёбер, ни печени, ни лёгких каких-нибудь. А тут -
одновременно и головоломка, которая развивает наблюдательность и
логическое мышление, и анатомическая модель, расширяющая кругозор и
помогающая мысленно углублять взор под поверхность окружающих
предметов. Последнее особенно важно. Чтобы, когда человек дорастёт до
того возраста, в котором начинаются всякие поцелуи и прочие межполовые
отношения, шутка на тему, мол, «помни, что внутри девушки, которую ты
гладишь по золотым волосам, кишки с недопереваренными пельменями», не
вызывала психических травм. Пусть все с детства понимают, что внутри
кишки. И не только у свинок.
Внутри лошадки:
Внутри коровы:
Внутри дельфина:
Внутри человека, само собой:
Даже внутри мамонта и улитки:
Вообще, анатомия - вещь прелюбопытная. И не только потому, что
интересно, как устроены внутри и снаружи всякие существа, но и просто
потому, что это красиво. Мышцы, кости, мозги, внутренние органы… Чёрт
его знает, почему это всё так привлекает. Из страха смерти? Потому что
мясо, а следовательно еда? Потому что совершенно устроено и даёт фору
любым механизмам? Наверное, по всем этим причинам сразу.
Профессиональные анатомы тоже явно во все века были озабочены не только
изучением устройства живых и мёртвых тел ради науки - их привлекала
эстетика, красота. Вот, оцените:
Её зовут Жозефина. Обратите внимание на отразившееся в стенке
стеклянного гробика лицо. Прекрасно, правда? Работа флорентийца
Клемента Сусини, XVIII век, воск, человеческие волосы, венецианское
стекло. Хранится в Австрии, в Вене. Нельзя смотреть без восхищения.
А эта модель хранится во Флоренции. Называется «Анатомическая Венера» Вероятно, тоже работа Сусини. Вид со стороны ног:
Какие ножки прекрасные… А если присмотреться, видно, что низ грудной клетки и пузо у неё вскрыты.
Вид со стороны головы:
С какой любовью сделано! Скелет, который стоял у нас в кабинете
биологии, и анатомические манекены, на которых мы отрабатывали методы
первой помощи на занятиях в пединституте, на фоне этой красоты кажутся
скучными и безликими. Скелет, впрочем, всё равно лучше, чем манекены.
Потому что настоящий. Конечно, чтобы посмотреть на настоящие запчасти
настоящих живых существ, можно наведаться в музей. Например, жители и
гости адской Северной Столицы могут наведаться в Кунсткамеру и
посмотреть там на работы великого Фредерика Рюйша. Этот чувак ещё во
времена государя Петра Алексеевича умудрялся консервировать части людей
и животных так, что они до сих пор сохраняют не то чтобы цветущий и
здоровый вид, но, по меньшей мере, естественный цвет. А уж какие он
композиции выдумывал, как украшал баночки с препаратами… В общем, вот:
Сложно поверить, что этой руке в банке больше двухсот лет. Будто только что отрезали:
В своём творчестве Рюйш был, конечно, реалистом, потому что работал
с реальными… хм… телами, но сама природа поставляла ему вполне и даже
весьма романтические объекты:
Неудивительно, что он ещё и рисовал. Выбор тем для рисунков тоже понятен:
Со времён Рюйша эстетская анатомия шагнула вперёд невероятно. Есть
такой товарищ - Гюнтер фон Хагенс. Так вот, он придумал совершенно
революционный метод сохранения трупов. Называется - пластинация.
Это когда в тело закачивается особый полимер, благодаря которому тело,
бывшее недавно живым становится будто бы пластиковым. Никакая восковая
или собственно пластиковая модель с этой красотой не сравнится. И
Хагенс не делает скучные анатомические пособия - он, как и Рюйш,
создаёт произведения искусства.
Мощно, правда? Хотите быть после смерти таким же красивым, можете завещать товарищу Гюнтеру свой труп.
Мда… На то, чтобы купить поделки Фредерика Рюйша, хватало денег не у
каждого европейского монаршего двора. Работы Хагенса тоже вряд ли
дёшевы. Оно и понятно - человеческое тело, навороченные технологии,
высокое искусство… А вот, скажем, украсить интерьер своей комнаты
мумией кошки со средней зарплаты московского клерка можно без проблем. 225-350 долларов. Всего-навсего. И можно небрежно бросить в углу вот такую красоту:
А когда гости будут в ужасе указывать дрожащими пальцами и
спрашивать, глотая воздух, что это, можно притворно схватиться за
голову и сказать: «А! Как же… Всего ведь месяца полтора не кормил!»
Настольная воронья голова в склянке обойдётся вам всего в полтинник вражеских зеленых бумажек.
А, скажем, мумия белки - в 125$.
Конечно, штуковины на любителя. Я бы вот уже сейчас не стал такие
размещать в своём жилище. Но я хорошо помню себя подростком. И
ребёнком. Эх, если бы мне тогда подарили такую белку… Впрочем, я и так
не унывал. В ящике письменного стола у меня несколько лет лежали
найденные где-то черепа крыс и птичек. Знаете, они такие изящные, такие
тонкие… А между столом и стеной я, когда мне было лет семь, прятал
несколько дней штук пять крупных человеческих костей (включая одну
большую берцовую), которые мы с товарищами упёрли с площадки начальной
военной подготовки во дворе строительного техникума. Там студентов
техникума заставили вырыть стрелковые окопы полного профиля, блиндаж и
ещё что-то такое, а они наткнулись на какие-то старинные человеческие
захоронения. И пока техникумовское начальство соображало, что с этим
делать, мы с пацанами почти все кости оттуда и растащили. Не помню, что
с ними дальше было. Наверное, родители нашли и заставили выбросить. Но
несколько дней я чувствовал себя очень круто. Что-то было в этом…
пиратское, что ли… в общем, романтика. Жаль, ни одного черепа мы не
нашли, только один кусок челюсти. Череп я бы, конечно, получше спрятал…
Ну да ладно, что теперь вспоминать… Кстати, а вы хорошо знаете, что
хранят ваши дети у себя в комнате?
|