Свет
погас, замелькали первые кадры старой хроники: 1934 год, в ледяной
пустыне Антарктиды отважный полярный исследователь контр-адмирал Ричард
Бэрд обреченно ждет смерти в хижине, отрезанный от всего мира страшной
непогодой, какая в этих местах, у Южного полюса, случается регулярно.
Вновь и вновь его друг и заместитель профессор Томас Поултер пытается
прорваться к адмиралу через 123 мили на тракторах-снегоходах. И,
наконец, третья попытка увенчивается успехом, хотя сил у спасателей и
спасаемых почти не остается. Конец, титры.
Именно в 1934 году
Поултер и задумал создать специализированное транспортное средство для
поездки к полюсу, которому были бы не страшны ни снежные бури, ни
80-градусные морозы, ни коварные бездонные трещины, прикрытые тонким
слоем смерзшегося снега (фирна). Двигатель и экипаж должны были быть
защищены от непогоды и холода, а люди — иметь достаточно места для
длительного (неделями и месяцами) пребывания в машине, сам автомобиль
должен быть заметно длиннее ширины средней расщелины, иначе провалится.
Поултер
был типичным американцем, то есть не только ученым-физиком, но и
оборотистым бизнесменом. Во всяком случае, он убедил конгресс в том,
что такой Snow Cruiser («Снежный крейсер») построить не только можно,
но и нужно, и обойдется вся затея в какие-то 150 000 долларов, которые
к тому же дадут частные инвесторы. От правительства Поултер просил
всего-то ничего: оплатить расходы на саму экспедицию и переброску
левиафана в Антарктиду и обратно.
УДАРНАЯ СТРОЙКА ИМПЕРИАЛИЗМАСтроительство
Snow Cruiser началось 8 августа 1939 года на чикагском заводе Pullmann,
и всего на постройку, испытания и доставку в порт отвели... 11 недель!
24 октября крейсер был почти готов. Во всяком случае, настолько, что бы
своим ходом пуститься за 17 00 километров в Бостон для погрузки на
судно North Star ("Полярная звезда"). Опоздай он к 15 ноября — и все,
очередная уникальная экспедиция адмирала Бэрда сорвалась бы. Только
вообразите себе: на хайвее ярко-красный 34-тонный монстр длиной 17
метров, высотой 4,9 метра и шириной 6 метров.
1 ноября 1939 года. Редкий цветной снимок: "Крейсер" въезжает в Огайо
Пришлось перекрывать движение и разгонять толпы любопытных, буквально кидавшихся под огромные трехметровые колеса.
Этот
пробег и стал единственным ходовым испытанием Snow Cruiser, что и
сыграло с ним злую шутку в Антарктиде. Снег оказался совсем непохожим
по свойствам на асфальт.
Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его неизменно встречали восторженные толпы
СУПЕРТЕХНОЛОГИИ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИКак
вращать колесо диаметром три метра? Нечего было и думать о подведении к
каждому карданного вала — все механизмы должны были быть спрятаны
внутри корпуса, чтобы их можно было чинить, не выходя на мороз. К тому
же все четыре колеса ради маневренности могли поворачиваться, так что
«крейсер» мог плыть по снежной глади не только вперед или назад, но и
под углом.

Создатели
применили схему дизель-электрохода: два двигателя по 150 л. с. вращали
роторы двух генераторов, а колеса приводили во вращение встроенные в
каждое (места хватало) электромоторы по 75 л. с. Вам кажется, что для
такой махины силенок явно маловато? А вот конструкторам почему-то так
не показа- лось, а зря... Впрочем, на шоссе Snow Cruiser развивал аж 48
км/ч. А зачем ему больше? Моторы и так получились на редкость
прожорливыми, хорошо хоть, что в огромные баки можно было взять 9463
литра солярки (этого должно было хватить на 8000 километров пробега).
И, кстати, внутри этого монстра экипаж из пяти человек и Лабрадора Нави
мог прожить в автономном режиме целый год — еды и тепла хватило бы. Еще
одна особенность «крейсера» — втягивающиеся на 1,2 метра колеса: это
было необходимо, в частности, для преодоления широких расщелин.
_______________________________________________________________________
Вот
так крейсер должен был преодолевать трещину шириной до 15 футов: задние
колеса надвигали на неё нос со втянутыми передними колесами. Потом
втягивались задние, а передние, напротив, выпускались и вывозили машину
«на другой берег». Процедура включала 20 операций и в отсутствие
компьютеров отнимала много времени.
КРАХ НАДЕЖД12
января "Полярная звезда" бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser
смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат,
который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство
Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ,
позволило монстру съехать на безопасный лёд.
Выгрузка в Антарктиде
Не
будем описывать все перипетии разгрузки Snow Cruiser в Антарктиде,
скажем лишь, что колеса тяжелой машины, погружавшиеся в снег более чем
на 0,9 метра, начинали беспомощно прокручиваться, а двигатели
перегревались. Снег, в отличие от асфальта, проминался, и колеса все
время оказывались в яме, а выехать из нее не хватало мощности.
Единственной возможностью пройти хотя бы 148 километров оказалось...
движение задним ходом (спасибо «правильной» развесовке носа и кормы, а
также профилю днища и свесам).
Впрочем,
существование в уютных каютах рядом с теплыми дизелями оказалось весьма
комфортным, и крейсер встал на вечный прикол в качестве базы для
полярников. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию научных
экспериментов. Потом его занесло снегом, и лишь длинный бамбуковый шест
выдавал место «подземного» лагеря.
Потом война отодвинула
полярные исследования на второй план, и только в 1958 году учёные из
международной организации IGY установили точное местонахождение
"Крейсера", отправились в Антарктиду и откопали машину, посмотрели и
уехали.
Остаётся только догадываться, что после этого случилось
с необычайным транспортным средством. Приблизительное его
местоположение известно, но Snow Cruiser никто никогда больше не
находил. А, быть может, и не искал.
По одной из версий, машина
оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой,
более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание
"Крейсера" в руки СССР, и увезли машину для изучения в Сибирь. Во
всяком случае, так писали некоторые газеты той поры. Что, конечно,
крайне маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были
столкнуться с теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из
США.•
Алексей Воробьев-Обухов, "Вокруг света" (Февраль, 2010).
Автомобиль был красного цвета, для того чтобы его было хорошо видно в Антарктиде
_______________________________________________________________________
Разве
можно было не дать денег на постройку «крейсера», который должен был
пересечь всю Антарктиду вдоль и поперек (см. стрелки). Должен, но не
пересек. По антарктическим снегам он смог проехать едва полтораста
километров — от базы Little America («Маленькая Америка») до первого
поворота маршрута, да и то задним ходом
_______________________________________________________________________