Споры
о происхождении самой загадочной христианской реликвии -
четырехметровой льняной ткани с отпечатанным человеческим обликом,
которая хранится в кафедральном соборе Турина, - не утихают до сих пор. Итальянские ученые из города Павия собираются представить
публике результаты необычного опыта. Им удалось воспроизвести
знаменитую Туринскую плащаницу с помощью средств, доступных
средневековым мастерам.
С момента первого документального упоминания о "Святой плащанице" в 1357 году и по сегодняшний день
высказываются как сомнения в ее подлинности, так и убеждения в обратном
- в том, что именно в эту самую ткань было завернуто тело снятого с
креста Иисуса. Даже после результатов радиоуглеродного анализа,
проведенного двадцать лет назад, сторонники мистической версии
отказываются признать, что плащаница датируется XIII-XIV веками. "Для
экспертизы брали заплатки, пришитые позже", - твердили "мистики"
в прошлогодней передаче на Би-би-си. В эти дни "реалисты" значительно
усилили свою аргументацию. Группа итальянских ученых-химиков из
университета города Павия в целях эксперимента создала точную копию
реликвии, используя материалы и методы, вполне доступные мастерской
XIII-XIV веков.
- Мы нанесли на льняной холст охру с небольшим содержанием кислоты,
воспроизведя на нем рельефные очертания моего ассистента, вызвавшегося
послужить моделью, - говорит "Известиям" глава группы экспертов Луиджи
Гарласкелли. - Потом ткань искусственно "состарили" в печи и постирали.
У нас не было в распоряжении десятков лет, чтобы краска со временем
отслоилась сама по себе, оставив на ткани лишь пожелтения, как это
произошло с Туринской плащаницей. Следы крови, как вы понимаете,
нанести на лен вообще не проблема.
- Тех двух-трех минут, когда я находился под плащаницей, мне вполне
хватило - уверяю вас, было очень неуютно, - поделился своими ощущениями
"модель" Симоне Анджоини, переживший эксперимент в целости и
сохранности.
- Если не брать в расчет рост и черты лица, а взять,
скажем, небольшой фрагмент ткани, то отличить нашу копию от туринского
"оригинала" можно только с помощью углеродного анализа.
- Эти результаты, разумеется, не вносят никакой новизны в уже
беспредметный, на мой взгляд, спор о возрасте Туринской плащаницы, -
продолжает профессор Гарласкелли. - Но утверждать, что изображение
появилось мистическим, нерукотворным способом, теперь по меньшей мере
неуместно. Создать такую ткань было вполне по силам любому
средневековому ремесленнику, а мы знаем, что в то время индустрия
фальшивых реликвий процветала по всей Европе.
Завтра на общенациональном конгрессе итальянского Комитета по
анализу паранормальных явлений Гарласкелли и его ассистенты собираются
представить публике свою плащаницу и подробно рассказать о проделанной
работе.
- После этого я подготовлю материалы для публикации в каком-нибудь
известном научном издании, и если кто-то из ученых или псевдоученых
пожелает вступить со мной в полемику, милости просим, - говорит он.
В следующем году, как известно, туринскую реликвию откроют для
очередной демонстрации, в Турин потянутся паломники, и споры вокруг
этого экспоната возобновятся. Возможно ли подвести окончательную черту
под этой многовековой полемикой?
Гараскелли считает, что с научной точки зрения - можно, и это уже сделано.
- Кто еще сомневается, можно повторить углеродную экспертизу, взяв
образцы самых разных участков ткани, волокон, пропитанных кровью, и еще
раз убедиться: возраст датируется не I веком, а XIV. Все дело в том,
что полемика затрагивает сферу веры. Ватикан абсолютно прав,
воздерживаясь от официального признания этой фальшивки святой
реликвией, заявляя при этом, что "плащаница напоминает нам о страданиях
Христа". С этим как раз никто и не собирается спорить.
Владимир Зибров, корреспондент "Комсомольской правды" в Риме, - специально для "Известий"
Отношение РПЦ к святыне не изменилось
Сообщения о выводах итальянских ученых прокомментировали в
Московском патриархате. "Ученые приходят к разным выводам, но не дело
Церкви подтверждать их или опровергать, - заявил руководитель службы
коммуникации Отдела внешних церковных сношений священник Георгий
Завершинский. - Это в компетенции ученых, возможности которых,
естественно, ограничены. С течением времени все может поменяться, и
теперешние выводы могут быть опровергнуты". По словам священника,
отношение Русской православной церкви к святыне не изменилось.