Это была
первая съемка в этой поездке, и началась она непросто . Я выхожу из
гостиницы на Манхэттене за полчаса до встречи с Тао, ловлю такси
и говорю что мне нужно в Хардсдейл, на что таксист поражается и
говорит, что такого места в Нью-Йорке нет :) Оказывается, Хардсдейл где
живет Тао, это не в Нью-Йорке, на что все как-то не обратили внимание,
а примерно в часе езды от города. Мне везет: я ловлю машину,
довольно сильно изнервничавшись, и в результате, приезжаю в йога-студию,
где мы должны были встретиться, на полчаса позже.
Тао 94
года, она преподаватель йоги, которой занимается с детства. Я влетаю в
студию, там явно уже занятия закончились, все расходятся, и стоит в углу
группа пожилых женщин лет семидесяти. Они говорят, о, вы
Владимир, здравствуйте. Да, Тао вас ждет — и мы начинаем разговаривать.
Одна из них, тихая пожилая совсем старушка. Я с ней разговорился. Мы
болтаем, проходит уже минут 15, и я чувствую, что пора снимать. Я ее
спрашиваю, а Тао когда придет? А она и говорит: "Я и есть Тао”.
Первое впечатление,
которое она производит, на самом деле, абсолютно фальшивое — она полна
энергии в свои 94 года. Потом уже Тао сказала мне, что танцует в конце
дня чтобы сбросить лишнее количество энергии. Самое поразительное не
это, а, вообще говоря, все: ей 94 года, она занимается йогой, у нее 11
занятий в неделю с группами, плюс к этому семинары и индивидуальные
классы, которые она тоже ведет. За свою жизнь она сертифицировала
порядка двух тысяч преподавателей и через занятия йогой с ней прошли
что-то тысяч двадцать человек, если не больше.
Она делает
сложные йоговские позы, многие из которых я делать благополучно не
могу. При этом она жалуется что у нее теперь заменен бедренный сустав с
одной стороны, металлический штырь в ноге с другой стороны, и
поэтому она теперь асаны делает немножко хуже, чем она делала раньше.
Надо сказать, что это ее "хуже” — я сделать так не могу никак просто. В
94 года делать "павлина”, — стойку на двух руках, когда голова и
ноги от пола, — это, надо вам сказать, сильное зрелище.
А еще
Тао танцует. После всех занятий йоги (а каждое занятие - это
часа полтора, когда все движения от начала до конца она выполняет
вместе с группой) она решает, что еще часа два в день танцует бальные
танцы: твист, фокстрот, свинг, ча-ча-ча, и еще, и еще, и еще. Она
немножко прихрамывает, но когда начинает танцевать, хромота полностью
исчезает. До того как начать танцевать в 80 лет, она немного
занималась национальными танцами, когда жила с родителями с Индии.
После войны приехав в Лондон, осталась без денег и для заработка
танцевала в лондонских клубах как go-go girl. Имела бешеный успех.
Она для
меня станцевала. Она танцевала долго, а я ее фотографировал, и
был абсолютно поражен тем, как она преображается в танце. Когда она
надевает платье и высокие каблуки (она танцует еще и на высоких
каблуках) и начинает танцевать со своим партнером, ощущение возраста
исчезает вообще. Пластика движений совершенно молодая, сами движения
красивые и очень легкие. Смотреть на все это невероятно приятно. Она на
высоких каблуках делает акробатические па в танце (без шуток, у меня
есть фотография). Делает так, что в танцевальном зале в подвесном
потолке выбит один квадрат на высоте примерно три с половиной метра. Я
спросил, что случилось. Выяснилось, что Тао, танцуя с двумя своими
партнерами,как-то особенно высоко подпрыгнула, сделала мах ногой,
какой-то переворот, и на этой высоте выбила кусок потолка. Ногой. Вот
так.
На высоких
каблуках она ходит все время, принципиально отказывается надевать
кроссовки. И известна тем, что забралась на высоких каблуках
на Мачу-Пикчу в Перу.Она говорит,
что надо любить жизнь, что надо ее принимать, что не любит говорить о
том, чего она не может, и любит о том, что у нее получается. Она
считает, что очень важно контролировать свои мысли, потому что
мысли материализуются, и для того чтобы жить позитивно, нужно
позитивно думать. А потом, среди прочего, вдруг выясняется что у нее нет
детей, и она живет одна, и ей 94 года, и она, в общем, счастлива. Я
представляю, что большинство оставшись в одиночестве в 94 года, сделали
бы из этого трагедию. Для нее трагедии не существует. Я спрашиваю, не
одиноко ли ей. И Тао говорит что нет, наоборот, такое количество времени
в течении дня проходит с людьми, что вечером ей важно побыть одной.
После ланча
я снова прихожу в студию смотреть, как она танцует. У нее два партнера
по бальным танцам. Одному из них 23 года, другому — 24. Они друзья. Они
правда реально дружат. Я смотрю как она танцует со своими партнером,
откладываю камеру, фотографий сделал уже много, и просто наблюдаю. И
что-то есть такое необычное, непонятное, почти странное в их танце, и
потом я понимаю что. Ей 94 года, ему 24, у них разница почти семьдесят
лет. Это означает, что когда он родился, ей было семьдесят. И необычное
в их танце то, что они просто танцуют. Я имею в виду, что в нем нет
никакого снисхождения к ее возрасту, никакого специального к этому
отношения. А в ней нет никакого специального отношения к его молодости.
Несмотря на семьдесят лет, которые их разделяют, они просто танцуют
вместе.