Неофиты Христа отказывались поклоняться
императору, непочтительно обращались с предметами римской веры. Если
за сим следовал «гнев» языческих богов, оформленный в виде стихийных
бедствий или несчастных случаев, виноватыми оказывались христиане.
Частота и брутальность гонений на новую церковь зависела от характера и
религиозности очередного кесаря. Так, Нерон сжег полстолицы и свалил на
христиан, а воеводам Веспасиану и Титу было все равно, Марк Аврелий
запретил молодую религию законодательно, а Деций Траян и Галерий желали
христиан полностью истребить, физически и грубо. В первые века нашей
эры в окружении Всевышнего стали появляться святые — мученики и
священномученики. Это были реальные или вымышленные гражданские и
духовные лица, принявшие от римских извергов страшную смерть за
исповедание Христа.
1. Перпетуя и Фелицитата

Дело было в 203 году в Карфагене. У барыни из знатного языческого рода Перпетуи была рабыня Фелицитата. Перпетуя рано овдовела, в 22 года оставшись с грудным ребенком на руках, Фелицитата находилась в положении, на 8 месяце. Обе женщины, вопреки отрицательному мнению влиятельных старших, проходили катехизацию в карфагенской церкви и готовились принять крещение. Обе знали, чем рискуют — император Септимий Север очень не любил, когда в христианскую веру обращались люди из языческих семейств.
Перпетую арестовали, младенца отняли. За хозяйкой в темницу последовала Фелицитата. На суде узницы отказались отречься от Христа. Римский закон не велел казнить беременных, даже рабынь, посему судьи постановили привести приговор в исполнение после родов. И за два дня до желанной мученической смерти рабыня в темнице произвела на свет дочь, которую удалось отдать свободной христианке.
В день казни, совпавший с днем рождения кесаря, женщин раздели донага и вытолкали на арену. На Перпетую и Фелицитату выпустили злую дикую корову. Жизнерадостная публика, увидев, насколько неравны силы на арене, пожалела осужденных, велела увести рогатую, и попросила, чтобы им вернули одежду и затем перерезали шеи. Что и было выполнено молодым неопытным палачом (Святой Перпетуе пришлось ему помочь, чтобы не промазал). Часть мощей святых мучениц ныне хранится в городе Бохум (Германия).
2. Кикилия Римская

Молодые зажили целомудренно и праведно, раздавая обильное имущество из богатого дома бедным, направо и налево. Валериан и брат его приобщились к тайным общественным работам, хороня останки скормленных львам братьев и сестер по вере. Молодых людей арестовали и, когда те отказались принести жертву римским богам и стали проповедовать прямо в зале суда, приговорили к высшей мере наказания. Валериана и Тивуртия казнили мечом. Пока шел процесс и экзекуция, Кикилия раздала остатки имущества и обратила в христианство несколько сотен римлян (а это вам не в твиттере фолловить). Активистку схватили и заперли в бане, которую растопили до адового жара, но три дня мучений не дали желаемого результата. Тогда палачи получили приказ Кикилию обезглавить, и снова не получилось, даже с трех раз. Израненная мученица прожила еще три дня, неустанно молясь и проповедуя. Умерла от потери крови.
В честь того, что на языческой свадьбе
своей Кикилия Римская пела христианские песни, ее объявили
покровительницей церковной музыки и на иконах да картинах изображают со
скрипкой или каким-либо клавишным инструментом.
3. Святой Кириак

В начале 4 столетия проживал в Риме некто Кириак. Он был богатым и уважаемым мужем, жил легко и сыто, но однажды открыл в себе целительские способности, расценил это как знак свыше и принял христианство. Богатство было роздано нищим, а сам Кириак посвятил себя безвозмездному медицинскому обслуживанию рабов в банях императора Диоклетиана. Когда Кириак научился изгонять из людей бесов, Папа Римский Маркелл рукоположил его в диаконы.
Дочка императора, звали ее Артемией, была нездорова рассудком. Диоклетиан пригласил Кириака, чтобы тот изгнал из девушки беса. Сеанс прошел на славу.
Персидский царь Сапор пригласил экзорциста в гости, дабы он исцелил и его наследницу, с головой у которой также было плохо. По пути в Иран Кириак обратил в христианство 400 встречных мужчин и женщин разных возрастов и национальностей.
Возвращение диакона в Рим совпало с отречением Диоклетиана. В империи установилась тетрархия. Один из свежих цезарей, Максимин, имел лютый солдафонский нрав и столь же люто ненавидел христиан.
Он распорядился схватить Кириака и водить
его по городу голым, закованным в цепи. Не услышав от экзорциста слов
отречения или просьб о пощаде, Кириака долго пытали водой, а затем
переломали кости на ногах и руках, чтобы не мог молиться, стоя на
коленях.
Услышав очередное «нет» в ответ на очередную просьбу принести жертву римским богам, изобретательные экзекуторы распилили Кириака надвое пилой.4. Агнесса Римская
