Заходит учительница в
класс, начинается урок. Шум, гам, и все такое, картина для большинства
из нас знакомая. Учительница стоит в дверях, молча, смотрит на весь этот
цирк. Кто-то орет:
- Атас!
Кто-то в ответ:
- Да и до пизды!
Учительница идет к своему столу, раскладывает журнал, свои бумаги. Потом тихо так говорит, выделяя двух крикунов из общей массы:
- Иванов и Петров, можете стоять, остальные садятся. Здравствуйте, дети.
Крикуны остаются стоять.
Учитель:
-
Итак, сегодня у нас будет дискуссия. Так как Петров первый использовал
нецензурное определение половых органов женщины, он будет защитником, а
Иванов – обвинителем. Имеете право вызвать по два помощника себе.
Ученики, слегка растерянно:
- А какова тема спора?
Учитель, улыбаясь:
-
Иванов будет выступать в роли инквизитора, запрещать художникам эпохи
Возрождения рисовать голых людей. А Петров будет этих художников
защищать, приводить доводы к тому, что голое человеческое тело - самое
прекрасное, что есть, и рисовать его надо. И да, можете в своем споре
упоминать конкретные имена художников, их картины. Каждое упоминание –
один балл. Чем больше баллов наберете, тем больше пятерок появится в
журнале. И все за сегодняшний урок, выбирайте помощников. И еще одна
поблажка – каждый помощник может выбрать себе других двух помощников. За
аргументированные доводы опять же – хорошая оценка. А помощники
помощников имеют право на своих ассистентов.
Мы, те, кто не участвуем, будем в роли присяжных, решим - будут художники рисовать или нет?
По
началу дискуссия шла вяло, но мало-помалу спор становился все жарче, и,
в определенный момент, приходилось только успевать следить за каждой
репликой.
Знаете, это было нечто. Все это переходило в такие баталии,
что урока, казалось, мало. В спор оказывался вовлечен весь класс,
выходили после звонка из аудитории, продолжая дискуссию, не обращая
внимания на то, что урок уже окончен.
Начинается урок. Вопрос:
- Чем отличаются современные отношения от трагической любви Ромео и Джульетты?
Кто-то ответил:
- Он не успел ее трахнуть!
Весь класс ржот. Учительница смотрит на того, кто ответил:
- Вот Вы и скажите, почему он не успел этого сделать? Что им помешало?
- Нравы и традиции были другие. Нельзя было тогда до свадьбы ничего.
- Отлично. А кто диктует эти традиции и нравы?
- В каком смысле?
- Ну, кто является автором этих традиций и нравов? Мы, президент страны, инопланетяне?
- Мы, конечно.
- А вам современные нравы по душе?
- А я - чо? Так заведено, не мне их менять. Но мне не нравится.
Учительница, разглядывая класс:
- Хорошо. А что именно вам не нравится в нынешних нравах? Кто может ответить на этот вопрос?
Кто-то говорит:
-
Мне не нравится, что нынешние девчонки одеваются как уличные
проститутки, да и ведут себя также. Если у меня не будет в кармане
денег, чтобы потащить ее в кафе или клуб, она не пойдет. А если к ней
подъедет дядька на крутой тачке, но старый и деньгами, то она ни за что
не откажется.
Учительница молчит, ждет реакции.
- Да, да, ведут себя как шалавы! А потом возмущаются, если им в лицо это говорить!
-
И в школу ходят, как на парад мод! Только и разговоры о том, где была
вчера, с кем, сколько стоит пара туфель или помада! И, на первом уроке
уже штукатурку на лицо кладут!
- А на себя вы смотрели? Я, может, и
крашусь с первого урока. А вы перед уроками уже курите за школой, и не
только сигареты! И в обнимку с банкой пива спите! Какая нормальная девка
с вами куда-то сходит, от вас воняет!
- Да все они такие, даже
цветка не приносят! Мне мама рассказывала – им мальчики в школе портфели
таскали, когда ухаживали за девочками! А мне за десять лет никто
портфель не носил.
- А за что вам портфели таскать и цветы носить? Вы ж носом вертите, вам кафе и деньги подавай!
- А ты пробовал? Откуда ты знаешь, буду я носом вертеть или мне понравится?
-
А чё мне пробовать? У тя юбка выше ушей, трусы видно из окна моей
квартиры. Оденься один раз нормально, может и возьму я твой портфель, а
то щас, как ты одета, мне стыдно говорить, что я с тобой в одной школе
учусь!
- А мне стыдно, что от тебя пивом воняет! В школу, как в пивную ходишь!
- А ты себя видишь? Через каждое слово – три матерных, научись разговаривать сначала!
- Так вы по-другому не понимаете! Или сами одними стихами разговариваете? Да ты сам ни одного стиха за десять лет не выучил!
-
Стоп! – учительница прекращает этот спор. – А теперь скажите – почему
вы не умеете друг с другом общаться? Почему вам нужен совершенно
посторонний человек, чтобы он спровоцировал такой диалог? И … Тема
сегодняшнего урока « Умеем ли мы слышать и, что главное, слушать друг
друга?».
Другой урок. Вопрос:
- Я задам сейчас очень личный
вопрос. Кто хочет – отвечает. Кто стесняется – может не принимать
участие в обсуждении. Итак, кто из вас знает, что такое поцелуй?
- В каком смысле – поцелуй?
- В прямом. Кто из вас целовался хотя бы один раз? Поднимите руки.
Неспешно поднимается, одни, две, несколько рук.
- Спасибо. Кто из вас может сказать, что этот момент был один из самых потрясающих в его жизни?
Тишина. Медленно поднимается одна-две руки.
-
Спасибо. Итак, пишите задание на дом – расспросить у бабушек\дедушек, у
знакомых людей старшего поколения, как они целовались в первый раз? А
потом изложите это в художественном виде на бумаге. Учтите, писать надо
исключительно правду, я буду уточнять правдивость истории, посему –
координаты этих самых бабушек и дедушек необходимы. Всем все ясно?
На следующем уроке чтение вслух.
-
Моя бабушка впервые поцеловала тяжелораненого парня, будучи медсестрой в
санитарной теплушке, на войне. Она запомнила имя и фамилию этого
солдата на всю жизнь, потому что он погиб в ту же ночь под бомбежкой.
-
Мой дед впервые поцеловал бабушку, после того, как год за ней ухаживал.
Тогда они вместе отстраивали город после войны. Он помнит, что вовсю
цвели абрикосы. А бабушка сказала, что это было 6-го июня.
- Мои
бабушка и дедушка далеко, поэтому я провела беседу с соседкой. Ее
впервые поцеловал будущий муж, после танцев, в тот вечер, когда делал ей
предложение руки и сердца.
- Моя бабушка впервые целовалась в
комсомольском отряде, с молодым голубоглазым парнем. А потом этот парень
стал ее мужем, впоследствии – моим дедом.
- Мой дедушка первый раз
целовал свою детскую любовь, некую Марию Федотову. Потом она погибла на
фронте, была снайпером. И на фронте он уже познакомился с моей бабушкой,
которая работала там врачом.
- У меня нет бабушки и дедушки, папа и
мама из детдома. Но со мной поделился наш сосед. Его первый поцелуй
прошел в день победы, в Польше. Когда узнали, что закончилась война, все
кинулись обниматься и целоваться. Так он поцеловал совершенно
незнакомую ему девушку, но прекрасно помнит, что у нее были красивые
карие глаза и коса в пояс.
Когда все закончили читать, учительница, все это время глядевшая в окно, спросила:
- Очень красивые первые поцелуи, что и говорить? Дух захватывает. Не знаю, как вы, а я обзавидовалась вся.
Другой урок.
- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок – мы будем слушать. А потом побеседуем на эту тему.
И она включила (Господи, откуда она его вытащила?) старый патефон, с виниловой пластинкой. И поставила пластинку. Включила.
Откуда-то
издалека родились первые звуки, еще непонятные, слегка искаженные
легким шипением пластинки. Орган? Затем мягко вступили скрипки.. Это
потом я узнала, что мы слушаем «Адажио» Томазо Альбинони. А в тот момент
у меня было ощущение, что я осталась один на один с собой. Что перед
моими глазами проносится вся моя короткая жизнь, ее самые значимые
моменты. Я обернулась и увидела, что все застыли с непередаваемым
выражением лица, что мысли унеслись очень далеко отсюда. А один из ребят
прикрыл глаза рукой, по щеке скатывалась слеза.
Кто и что видел в тот момент? Не знаю.. но никто не остался равнодушным.
Этого предмета в наших школах больше нет. «Этика и Эстетика».
Написала так, как помню.
Ах, да. Учительница уехала работать домработницей за границу. Иначе умерла бы тут с голоду.
источник