В
свете новостей об окончании ремонта единственной украинской подводной
лодки «Запорожье», немного подробней об истории этой субмарины.
О том, что это за лодка, и для чего она нужна Украине и пойдет речь в этом посте.

Порт приписки - Севастополь
Спуск на воду - 29 мая 1970
Современный статус - на испытаниях после ремонта
Основные характеристики Тип корабля - Большая океанская ДПЛ
Обозначение проекта - проект 641
Классификация НАТО - «Foxtrot»
Скорость (надводная) - 16 узлов
Скорость (подводная) - 15 узлов
Рабочая глубина погружения - 250 м
Предельная глубина погружения - 280 м
Автономность плавания - 90 суток
Экипаж - 83 человека
Размеры Водоизмещение надводное - 1 952 т
Водоизмещение подводное - 2 475 т
Длина наибольшая (по КВЛ) - 104 м
Ширина корпуса наиб. - 7,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) - 5,9 м
Вооружение Торпедно-минное вооружение - 6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины
Первую
подводную лодку проекта 641 приняли на службу ВМФ СССР в 1958 году, а
строительство последней закончили в 1983-м. В доатомную эру лодки
проекта 641 использовали для дальних походов, в частности к американским
берегам - это океанские субмарины.

Американцы
называли ее «Фокстрот» - субмарина, которая едва не начала Третью
мировую войну и была одной из главных героинь печально Карибского
кризиса.
Какое значение имели эти субмарины, можно понять из
истории, которая случилась во время Карибского кризиса. Во время
советско-американского обострения подводные лодки «Фокстрот»
патрулировали у берегов Кубы, заряженные торпедами с ядерными
боеголовками. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских
эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала
сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность.
Капитан
подводной лодки Валентин Савицкий решил было, что ядерная война уже
началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по
американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту,
Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать
указаний из Москвы.
Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала
«Авророй» ядерной войны. Позже американцы признали, что эта угроза
была намного ближе, чем все думали, и что «парень по имени Василий
Архипов спас мир».

Субмарины
«Запорожье» тогда еще не было. Ее спустили на воду 29 мая 1970 года.
Под именем Б-435 она вошла в состав Северного флота, и ей тоже пришлось
«увидеть мир». Всего за свою службу субмарина совершила 14 дальних
походов, с официальными визитами заходило в порты Гаваны и Туниса.

Однако
с появлением атомных подводных лодок, которые практически не имеют
ограничений дальности, субмарины проекта 641 перешли в статус просто
неплохих лодок ближней зоны.
Летом 1990 года внутренними водными путями Б-435 перевели на Черное море и зачислили в состав ЧФ.

Когда
в 1997 году Украина и Россия делили флот, из предложенного украинское
руководство выбрало именно Б-435, назвав ее «Запорожьем», а
соответствующая область взяла шефство над лодкой.
И хотя с того
времени субмарина ни разу не вышла в море, бывший командующий ВМС, а
ныне вице-адмирал в отставке Владимир Бескоровайный считает, что и
принять «Запорожье» в состав ВМС, и как можно быстрее ввести в строй -
необходимо.
«Лодку нужно вводить в боевой состав ВМС как можно быстрее, - говорит Бескоровайный. -
Хотя
и существует утверждение, что U-01 уже устаревшая, могу сказать, что
это единственная из трех субмарин, которые мы должны были получить в
результате распределения, которая была в удовлетворительном техническом
состоянии и требовала меньших затрат на ремонт. Остальные предложенные
нам лодки не выдерживали никакой критики и могли послужить флоту только
как первоклассный металлолом». По мнению господина Бескоровайного,
«Запорожье» можно модернизировать с точки зрения электротехнического
оборудования и установить более современные виды вооружения.
Восстановления
и возвращения в строй ДЭПЛ «Запорожье» - инициатива бывшего министра
обороны Юрия Еханурова. Предыдущий министр Анатолий Гриценко заявлял,
что лодка не имеет перспектив в структуре ВМС, поэтому её надо списать и
продать.
С «идеальной» точки зрения, теперешнего председателя
Комитета ВР по нацбезопасности и обороне можно понять: лодки проекта
641, такие как «Запорожье», списаны и утилизированы в подавляющем
большинстве стран, которые в свое время их имели: Россия лишилась своих
641-х до 2000 года, в 2003-м две своих лодки «демобилизировала» Польша.
Подводными лодками этого типа СССР в свое время снабжал своих
союзников, поэтому они есть у Северной Кореи, Ливии и Кубы. Индия из
своих четырех субмарин этого класса оставила две - для тренировок
противолодочных кораблей.
Именно для тренировок, а также для
того, чтобы поддерживать существование подводников «как вида» в
украинских ВМС, нужно-таки поставить «Запорожье» «на ноги», говорят
сторонники ремонта подводной лодки. Цена вопроса - около 2,4 миллиона
долларов. Цену же продажи «Запорожья» в страны «третьего мира»
назначают около 50 - 70 миллионов долларов.
Помимо цены, вопрос
имеет еще и историю. Практически с 1997 года, когда при распределении
Черноморского флота субмарина досталась Украине, она простояли на
ремонте.
22 февраля 2003 года в Балаклаве «Запорожье» уже
торжественно спускали на воду после окончания докового ремонта. До
выхода в море осталась самая мелочь - установить новые аккумуляторные
батареи вместо старых. Батареи решено покупать у греков, компании
«Германос С.А.». Купили, отдали 3,5 миллиона долларов, и только тут
выяснилось, что в иностранных батареях не подходят клеммы к советской
субмарины, да и по габаритам они не очень подходят.
Поэтому
«Запорожье» осталась стоять у причала 13-го судоремонтного завода в
Севастополе еще шесть лет, а неподалеку - греческие батареи, накрытые
навесом.
Май 2007.

Январь 2008.


Пока
новый министр обороны Юрий Ехануров не проникся идеей восстановления
«Запорожья», на что в 2008 году пообещал найти деньги.
Февраль 2009.

Март 2009.

18
марта 2009 года дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) U01
«Запорожье» Военно-Морских сил Украины перевели от причала 13-го
ремонтного завода Черноморского флота РФ и поставили в плавучий док.






Через некоторое время.


Июль 2009.

Август 2009.

Октябрь 2009.

В
январе 2010 года завершалась установка аккумуляторных батарей, велись
работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также
систем связи.

Апрель 2010.



Январь 2011.


Хотя
сам проект субмарины тридцатилетней давности, подлодка «Запорожье»
оснащена новым оборудованием и с военной точки зрения в Черном море
именно подлодки такого типа наиболее эффективны. Дизельная субмарина
отличается малой заметностью.
Появление «Запорожья» в водах
Черного моря, конечно, не изменит баланс военных сил в регионе, но для
Украины своя субмарина имеет стратегическую важность. Ее ввод в строй
позволит повысить безопасность флота - в случае чрезвычайных ситуаций на
море подводники играют ключевую роль в спасательных операциях.
Это и
вопрос престижа. На Черном море по одной действующей подводной лодке
имеют Болгария, Румыния и Россия. Украина теперь не будет отставать от
соседей.

Первоначальные
швартовочные испытания прошли удачно. Все системы корабля работают
исправно. Но до выхода в море предстоит еще ряд проверок. Впрочем, в
том, что они завершатся успешно – никто не сомневается. Ориентировочно в
мае украинская подводная лодка будет поставлена на боевое дежурство.
