В
30-е годы ХХ века непрерывно рос парк машин с двигателями внутреннего
сгорания (автомобили, самолёты, военная техника). И большинство стран
мира переживало острую нехватку нефтепродуктов. В первой половине ХХ
века среди европейских государств только СССР и Румыния могли полностью
обеспечить собственные потребности в жидком топливе. И начались поиски
замены бензину. Самым дешевым и доступным топливом были дрова, угольные брикеты и торф.
И
инженеры начали экспериментировать с газогенераторными двигателями.
Принцип действия газогенератора основан на реакции пиролиза, то есть
термического разложения твёрдого топлива — например, угля или древесины.
При этом образуется горючий газ, пригодный для использования и в
двигателях внутреннего сгорания. Первый газогенераторный автомобиль был
построен во Франции еще в 1900 году.
Автомобиль Volkswagen Type 82. Машина 1944 года передвигалась на дровах. Фото: Volkswagen AG
После
Первой мировой войны во многих странах специальными правительственными
постановлениями поощрялось производство газогенераторных автомобилей. В
Италии был принят закон, по которому к 1937 году весь автотранспорт
должен был перейти на «национальное горючее». В Японии правительство
поощряло граждан, выдавая каждому покупателю газогенераторного
автомобиля по 300 йен. Во Франции такие машины освобождались от налогов
на пять лет. В Германии была назначена государственная субсидия в
размере 300 марок на переоборудование бензиновых автомобилей в
газогенераторные и 1000 марок на покупку новых газогенераторных авто.
Кроме того, счастливым владельцам таких машин выдавалась целая тонна
сухого топлива и предоставлялись льготы по уплате налогов. Для
обслуживания газогенераторных автомобилей во Франции и Германии начали
строиться автозаправочные станции, продававшие вместо бензина дрова и
угольные брикеты.
для обучения молодых водителей
Начавшаяся
Вторая мировая война, «война моторов», как её назвали впоследствии,
потребовала колоссального напряжения всех отраслей народного хозяйства, в
том числе и нефтедобывающих. Львиная доля жидкого топлива направлялась
на нужды фронта, для обеспечения бронетанковых соединений, авиации,
военно-морского флота. Для нужд тыла прекрасно подходили экономичные
газогенераторные грузовики, тракторы, тягачи.
В 1943 году четверть всех мотоциклов в Швеции ездили на дровах
В
Германии во время войны стали делать газогенераторы не только дровяные,
но и на брикетах из буроугольной крошки и пыли, так как этого топлива
там было достаточно много. Грузовики с газогенераторами ездили не быстро
— 20 км в час — на низкокалорийном газе, в который превращались в
газогенераторе дрова.
сверху – емкость для газа
В
1938 г. в Европе насчитывалось около девяти тысяч автомашин, работавших
на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти
в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тысяч
И
в СССР множество машин были переведены на обыкновенную деревянную
чурку. Существовали специальные комбинаты по заготовке и сушке чурки.
Уходя в рейс, водитель брал шесть-восемь мешков чурки, которые по мере
необходимости засыпал в специальный бункер.