26
февраля в московском музее «Автовилль» прошла презентация довоенного
гоночного автомобиля ГАЗ ГЛ-1, воссозданного «Кузовной мануфактурой
Александра Бушуева».
Первоначальный
вариант ГЛ-1 был построен на ГАЗе в 1938 году на базе серийного
автомобиля ГАЗ М-1. Дизайн машины был уникальным для своего времени —
по форме и по цвету машина напоминала океаническую рыбу: приплюснутый
широкий хвост, прозрачный пузырь колпака над местом водителя, округлая
решетка радиатора, обтекаемый бескрылый кузов.
Дебют
ГЛ-1 состоялся в 1938 году на соревнованиях в Киеве, главным судьей
которых был Валерий Чкалов. Новую гоночную машину представлял её пилот
- техник-испытатель ГАЗа Аркадий Николаев. В 1940 году под руководством
Агитова была построена ГЛ-1 второго поколения.
22
сентября 1940 года Аркадий Николаев установил на ГЛ-1 второго поколения
Всесоюзный рекорд скорости – 161,9 км/ч. Она прошла 1000 метров с места
за 35,5 секунд. ГЛ-1 второго поколения стала авангардом заводских
разработок, самой быстрой машиной Советского Союза.
Оба
поколения ГЛ-1 погибли при невыясненных обстоятельствах. По одной
версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не пошедшие
в серию. По другой – уничтожены во время одной из бомбежек ГАЗа.
После
войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принял участие во
многих секретных государственных проектах, самый яркий из которых –
успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды. Судьба же
Евгения Агитова сложилась трагично. Проекты, над которыми он работал,
были «заморожены» во время войны, и конструктор покончил жизнь
самоубийством.
Но
в 70-ых годах тема пропавшей ГЛ-1 неожиданно получила новое звучание.
Художником Александром Захаровым был создан ее первый цветной
художественный образ, детально воссозданный по фотографиям. Рисунок
красной гоночной машины был опубликован на последней странице журнала
«За рулем».
В
2010 году ГЛ-1 второго поколения была восстановлена. На основе рисунка
Александра Захарова и по чертежам, воспроизведенным по уцелевшим
фотографиям, она была заново построена «Кузовной мануфактурой
Александра Бушуева». Работы над ГЛ-1 длились более трех лет и
завершились ровно через семьдесят лет после появления машины на свет.