Что может быть скучнее, чем поход в музей? Только отчёт о походе в
музей. Тем более, если это - "Музей современной иконы". Вообще ни разу
не весёлое заведение. Такие маньяки, как я, которые не только наступают
на пятки экскурсоводу, задают миллион тупых вопросов, и жалеют, что нет
тетрадки законспектировать - крайне редкое явление. А дабы всё-таки привнести хоть немного духовности в наше животное существование
рассказать вам немного интересностей, давайте немного поиграем. Я буду
задавать вопросы и тут же на них отвечать. Кто сам додумался - молодец.
1. Кто эта цветущая женщина, готовая немедленно выпить?
Ответ: Это
святая великомученица Варвара. И в руках у неё не сладкое полусладкое, а
чаша мученичества. Её вообще-то обезглавил собственный отец-язычник. По
преданию - за христианскую веру. Но я бы назвала другую, гораздо более
мерзкую причину. Дело в том, что Варвара была очень красивой, мать её
умерла рано, и отец, как тактично формулируется на религиозных сайтах,
"сильно привязался" к дочери. Поэтому-то он запер её в высокой башне по
принципу "так не доставайся же никому", а после принятия ею христианства
- собственноручно убил. Как видим, в моральных уродах никогда не было
недостатка. Зато Варвара осталось в веках юной красавицей. Вот, к стати,
другое её изображение, и тоже с чашей. Удивительно прекрасное и
гармоничное лицо:
2. Почему этого гуцула на головном уборе есть перья?
Ответ: Это
архангел Михаил. А изображен он гуцулом, потому как рисовал его гуцул.
Всё логично. Такое часто практиковалось - вместо того, чтобы
думать-гадать, что же носят всякие архангелы, их изображали в народной,
всем понятной одежде. Перья на гуцульской шляпе были условным знаком,
означающим, что владелец шляпы не женат. После свадьбы перья снимались.
Так любая девушка могла с одного взгляда определить - свободен парень
или нет. Очень удобно, я считаю. Архангел, ясное дело, не может быть
женатым, поэтому на его кресане есть перья. Но, с другой стороны,
получается четкое указание на мужскую сущность крылатого, что, вроде
как, нехорошо.
3. Это святой Никита. Он является покровителем маленьких детей. А что это за драконоподобная тварь у него на поводке?
Ответ: Это детские страхи и ночные кошмары, которых Никита усмиряет. Видимо, образ мутировал из неких более ранних языческих верований.Так что, дорогие мамочки, если ваше чадо никак не хочет засыпать - теперь вы знаете, к кому обращаться.
4.
Этот святой (имя запамятовала) тоже покровительствует детям. Но. Его
изображают в двух вариантах - с ребенком обвязанным лентой и без лент.Как вы думаете, родителям нужно обязательно обращать внимание на такую мелкую деталь?
Ответ: Потому,
что свёрток с младенцем в лентах символизировал детей, умерших в утробе
или сразу после рождения. То есть, не успевших принять крещение. Я так
поняла, что деток хоронили именно в таком виде. Святому молились, дабы
их души не попали в Геенну огненную и не превратились в каких-нибудь
"потерчат". Изображение без лент означало живых детей, и молились ему за
здравие новорожденного.
5. Что это за кошмарный ужас?
Ответ:
Я не знаю, что это за кошмарный ужас. Это одна из икон, представленных
отдельной экспозицией. Ясно одно - изначально это был лик Божьей матери с
младенцем. А потом какой-то умник попытался поверх неё нарисовать
мужской торс с рукой. Присмотритесь внимательно.
Оказывается, эти
бесполезные деревяшки можно превратить в самые разнообразные бытовые
нужности. Вот, например, наличники на окна. Разве не прелесть?
Также, если проявить смекалку, из святых образов можно сколотить сундук. Полезную в хозяйстве вещь.
Иконами
хорошо топить печку, по-приколу выкалывать им глаза, использовать
вместо мишени для стрельбы на меткость. А в левом нижнем углу вы можете
лицезреть работу неизвестного художника, который решил, что его лодка с
рыбаками будет гораздо уместнее, чем Богородица.
Знаете, можно
быть самым закоренелым атеистом, буддистом, кришнаитом или родновером.
Но спокойно смотреть на это - невозможно. Тех, кто такое сотворил,
хочется просто взять и уе...ть.
6. Почему на иконах так редко изображается сам Бог?
Ответ:
Вообще по этому поводу в церковных кругах были долгие дебаты и разные
точки зрения - ведь Христос и святые жили во плоти, а Бога-то никто
воочию не видел. Но вот вам "Господь Саваоф" собственной
персоной. Только мне кажется, что у него в руках вилка, а Иисус лежит на
тарелке, и боженька собираются его слопать? Это специально, что ли? В
целом, очень сюрная картина.
К стати, прообразом первой иконы
Господа был князь Сергей Волконский. А все последующие иконописцы
списывали божий лик с первой. Вот так можно взять и стать Богом.
7. Как, придя в дом к незнакомым людям, вы могли бы без труда определить имена хозяев?
Ответ:
Начну издалека. Наши предки очень четко различали свадьбу и венчание.
Это были разные праздники каждый со своим ритуалом. С начала
чинно-благородно скрепляли союз перед Богом, а потом, в другой день,
поили всё село самогоном и плясали в огороде. Смешивать всё в одну кучу
стали позднее. Так вот. И на венчание, и на свадьбу принято было дарить
молодым иконы. Но разные. На венчание - образы Христа и Богородицы, как
символы мужского и женского начала. Понятно, что это были две иконы -
супруги на тот момент ещё жили отдельно (на фото - слева). А вот к
свадьбе готовили одну, уже общую "семейную" икону. И изображали на ней
святых-покровителей молодой четы (справа). То есть, если на ней
изображены святой Пётр и святая Катерина, то хозяев зовут,
соответственно, Петя и Катя.
8. Что делают эти странные женщины?
Ответ:
Это так называемая придорожная икона. Когда-то она действительно лежала
при дороге, возможно, на некоем постаменте. Святой лик высечен на
цельном камне. Путешествия в то время были занятием утомительным, и даже
опасным для жизни. Деревянная телега с клячей - это вам не двухэтажный
автобус с телевизором и кондиционером. Поэтому каждый путник мог подойти
к такой иконе, и попросить благословение на добрый путь и удачное
разрешение дела (без дела никто туда-сюда не шлялся). А сейчас к этой
иконе можно прикоснуться и загадать желание. Камешек-то намоленый,
авось, и поможет.
9. Здесь изображено крещение Руси?
Ответ:
Нет. Хотя лично у меня эта апокалиптичная картина вызвала именно такую
ассоциацию. На самом деле здесь показана сцена казни Сорока Мучеников
севастийских, которых римские воины загнали в озеро с ледяной водой. Что
характерно - они сами воевали в составе римского войска, а замучены
были за отказ поклоняться языческим богам. Кому интересно, можете почитать в Википедии. От себя добавлю, что, как и многие христианские легенды, эта вызывает больше вопросов, чем ответов.
10. На этой иконе множество царапин. Откуда они взялись?
Ответ:
На этой иконе, изображающей Богородицу, разрезали пуповину. Вот прямо
на неё клали и резали, да. Как наши презеденты кладут руку на Евангелие
во время инаугурации. Сама икона, как вы догадались, принадлежала
повитухе. Считалось, что это поможет младенцу выжить и вырасти здоровым.
Весьма необычный, но очень, как по мне, красивый ритуал.
11. В
каждой исторической области Украины были свои традиции написания икон.
Проще всего определить георафическую принадлежность по заднему фону. На
полтавщине, например, преобладали сине-голубые цвета, а на черниговщине -
цветочные мотивы. Где в Украине писали самые мрачные и где - самые
яркие иконы?
Ответ: Самые
мрачные писали, как ни странно, в киевской области. На тёмно-коричневом
фоне. А виной всему Киево-Печерская лавра. Коричневый - цвет земли (а
не того, что вы подумали), он символизировал сумрак монашеской пещерной
обители. Только вот фотки я вам, к сожалению, не покажу. Картины были на
столько мрачны, что я испугалась и убежала. И все, видимо, пугаются,
потому как гугл молчит. Апдейт: нашла (спасибо skaerman).
А
вот самые весёлые-развеселые иконы родом с Западной Украины. Такая себе
детская непосредственность исполнения в сочетании с расцветкой
"вырви-глаз". Они противоречит всем нашим представлениям, и тем ни менее
- это иконы.
12. Когда была написана последняя икона?
Ответ:
Последняя икона будет написана как раз перед тем, как в нас врежется
гигантский астероид. Святые образы, оказывается, продолжали создавать и в
20-м веке, и в 21-м. Правда, в эпоху постмодерна они очень напоминают
комиксы.
13. Вот такие продолговатые иконы находили самой разной высоты: 40, 50, и даже 57 сантиметров. Отчего зависел их размер?
Ответ: От роста новорожденного.Это "ростовые" иконы, которые создавались сразу после рождения малыша.Никаких
специальных весов со шкалой роста, ясное дело, не было. Ребёнка просто
клали на доску, отмечали длину тельца, а потом вырезали такую дощечку.
Считалось, что эта икона будет помогать человеку всю его жизнь. К стати,
вы себе представляете ребёнка ростом в 57 сантиметров? Лично я - с
трудом. Как наши прабабки таких здорованей рожали-то?
14. Чем эти "одетые" иконы отличались от обычных?
Ответ:
Исключительно толщиной кошелька их хозяев. Мастеров было крайне мало, и
работа иконописца стоило дорого. Да-да, вот такой треклятый капитализм.
Поэтому художнику заказывали только лица и руки, а потом шли к другим
ремесленникам, которые из фольги или ткани делали всё остальное. Иконы
расшивали бусинами, бисером, да всем, что попадалось под руку.
Получалось симпатично.
15. Что на украинской иконе встречается
гораздо чаще, чем на великоросской, и никогда не встречается на
католических изображениях?
Ответ: Улыбка. Российская
иконография серьёзна и монументальна, там практически отсутствуют
эмоции. Католичество само по себе экспрессивно, но в нём преобладают
гнев и страдания. А вот наши святые очень даже дружелюбные.
Иисус-улыбака. Вот когда он так смотрит, я начинаю верить, что он любит нас:)
Дорогие
друзья, если среди читателей есть специалисты, которые могут
подсказать-дополнить-опровергнуть какую-то информацию, буду рада вашей
помощи!