В
своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из
авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не
помню, к какому, эпиграфом к моей кнгиге «Божество». Сделал я это,
потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка
сочетание «дикий обыватель». Почему именно это выражение стояло
эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты.
Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов,
то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие
обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими,
европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть
западнее.
Итак, что такое юрта? Слово «юрта» (yurt, jurt, jurd) – тюркского
происхождения. У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти
монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт»
первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это
название переместилось на собственно жилище. А именно (в наиболее общем
случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса,
обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым
или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое
отверстие для выхода дыма. Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:
Вот победнее:
Вот погрубее:
А вот побогаче и посимпатичнее:
Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались.
Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их
узорчатыми лентами.
В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.
Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции
используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без
войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок
кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.
Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.
В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.
Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.
Вот так выглядела юрта Чингис-хана.
Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы
ещё вернёмся. А вот, между прочим, одного писателя такие юрты
вдохновили написать увлекательную повесть об исчезающем городе. Категорически рекомендую.
Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик). Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак. Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега. Выглядит он вот так:
Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние
концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое
значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр
неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на
свой герб, а киргизы на флаг.
Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом
укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных
народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше,
а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.
Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали
деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или
шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.
Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены
напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место
главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край
которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры,
одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот
постелесклад называется джук.
Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.
По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад,
сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на
земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они
переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И
начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская
капитальная юрта:
Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки,
видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились
юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса, напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).
А зимнее – дьиэ – строилось на основе
прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись
наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или
навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда
называют юртами.
Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем
юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только
сибирских) обывателей – чум.
В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с
чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические
шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из
финно-угорских языков и вовсе не из Сибири. У коми «тсом» (вот тут мы
попытались написать это слово древнепермской азбукой – ),
у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище
припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке
от одного чума до другого. Русские научились этому слову у удмуртов. А
когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие
«дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в
общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки. Конечно, у всех этих
народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.
Вот, например, кувакса саамов:
Они крыли её мешковиной или брезентом.
А это кота. Тоже саамская. Полностью деревянная.
Чум тунгусов-эвенков назывался дю. Тунгусы были
пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и
юкагиров. Возможно, именно они и научили все местные племена строить
чумы. А может, наоборот, научились у них. Хотя, по-хорошему,
конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали
одновременно разные люди в разных местах. Вот так был устроен дю внутри:
Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн
и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого
присыпались землёй и снегом. Эвенки, кстати, судя по их обычаю
размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и
слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для
членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу)
за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин. Когда гостей нет,
почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает
там всякую хрень, чинит снасти и т.п.
Установка чума:
Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но
и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать
их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот
тофаларские дом и чум рядом:
Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах,
использовали самый древний (или один из самых древних) вид
человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг.
Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две
палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже
живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами. Чум ненцев
называется мя.
Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.
Молодые ненки у мя:
А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном
районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу
XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом. Так
вот, эти самые долганы придумали так называемый балок – «нартенный чум»,
хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это
параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е., возить
его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.
Вот фотография 1927 года (балок справа):
А вот фотография конца 1990-х:
А теперь, собственно, к чукчам. Именно с чукчами, как уже
говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю
очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении»
синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»). Помните её? А
чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах
не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах. Вот в таких:
Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:
Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги
связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные
наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими
«швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди,
играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п.
Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько
отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме
прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают
шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в
сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход
в ярангу. Так меньше задувает.
На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.
У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ) – это такая «избушка ледяная»:
Иглу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и
покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и
дополнительного его освещения использовались плошки-жирники. В
результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены
не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины.
Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека
температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу,
в результате чего в иглу было достаточно сухо.
Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей
строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою
очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита».
На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка
на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых
костей.
Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и
обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были
первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу.
До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить
на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:
Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.
Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати,
предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках
тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает…
А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.
Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи.
Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка
наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых
обработанными шкурами бизонов или оленей. Позднее, с появлением на
континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На
вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя
лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур,
предохраняющая тягу. Сегодня типи используются только консервативно
настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.
Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам
– это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе,
крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам
округлой формы:
Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий
Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали
осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые
получили название «английский вигвам».
Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.
Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух
континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько
веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на
пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё –
проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может
быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же
индейцы? Не понимаю.
А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь –
сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые
народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или
ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом,
костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы
будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую
воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала
посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся
в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на
пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.
Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них
питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как
яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.
http://hrenovina.net/1289