По старинному
поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над
соломкой» — перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и
растащить солому по всей округе.
Поэтому хозяева выходили в дозор —
караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп
наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали
кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь
него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.
В
народных преданиях леший — это лесной дух, главная задача которого —
следить, чтобы никто не принес вреда его хозяйству. Соответственно леший
относится и к людям: добрым, которые зря ветки не заломят и зверя не
убьют, помогает выйти из леса быстрой и короткой тропой, а злых
заставляет плутать кругами, а может и в самую чащу завести. Говорили,
что с виду леший напоминает человека, может принять облик знакомого,
родственника. Но если внимательно приглядеться, его можно опознать: на
лешем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана запахнута на
правую, а обувь перепутана с правой ноги на левую.
В народном календаре
лешему отводится несколько примечательных дней, Агафон Огуменник — один
из них. Особым днем считалось, например, Воздвиженье (27 сентября),
когда лешие перегоняют по лесу зверье; попадаться на пути такому
каравану было смертельно опасно.
В октябре, на Ерофея, «лешие с лесом
расстаются». Крестьяне говорили, что в этот день лесной дух
проваливается под землю, где зимует до весны, но перед этим всласть
беснуется — кричит, хохочет, ломает деревья и гоняет зверей.
В любой из
праздников, связанных с лешим, в лес было ходить нежелательно. На
Агафона замечали: если день выдавался ясным, то солнечная погода
продержится еще четыре недели.