Американские ученые пришли к выводу, что небольшие количества алкоголя повышают находчивость человека при выполнении творческих заданий, связанных со словесными ассоциациями, пишет Science News. В исследовании, проведенном сотрудниками Университета Иллинойса в Чикаго, приняли участие 40 мужчин, которые время от времени употребляют алкоголь «в компании».
В ходе подготовки к эксперименту половине добровольцев во время просмотра анимированного фильма предложили съесть легкую закуску, после чего употребить количество клюквенного напитка с водкой, достаточное для достижения средней концентрации алкоголя в крови в 0,075 процента (немного ниже уровня в 0,08 процента, при котором в США запрещено управлять автомобилем).
Остальные участники, включенные в контрольную группу, просто просматривали тот же фильм. После этого все добровольцы выполнили по 15 творческих заданий, которые заключались в том, чтобы, прочитав три слова, подобрать четвертое, которое образует с каждым из предложенных слов осмысленную фразу. Например, к словам «солнце», «речь» и «платье» подошло бы определение «яркий».
Участники исследования, которые находились под воздействием алкоголя, проявляли интуитивную изобретательность при выполнении заданий значительно чаще, чем трезвые, которые больше размышляли. В частности, добровольцы из первой группы правильно выполнили в среднем по девять заданий, в то время как из второй — по шесть. Кроме того, у выпивших на поиск правильного решения уходило в среднем 11,5 секунды, а у трезвых — 15,2 секунды. В трезвом виде все участники справлялись с подобными заданиями примерно одинаково.
Авторы исследования Эндрю Ярош (Andrew Jarosz) и Дженнифер Уайли (Jennifer Wiley) предположили, что такое действие алкоголя связано с его способностью снижать концентрацию внимания, облегчая поиск связи между далекими друг от друга понятиями и идеями. Ученые также считают, что полученные результаты могут объяснить склонность к употреблению спиртного у художников, музыкантов и других людей творческих профессий.