Портрет американского президента Барака Обамы украсил мусорные урны
в Эстонии: это видно на фотографии, сделанной очевидцем в таллинском
аэропорту и опубликованной на сайте Delfi. На
боковой стороне урны с отдельными отверстиями для разного рода мусора
изображено весьма вдохновенное лицо Обамы в окружении трех стрелок,
традиционно символизирующих процесс вторичной переработки отходов. Во
все стороны от центрального изображения расходятся полосы, похожие на
солнечные лучи. Под портретом — крупная надпись "Yes we CAN" (Да, мы
МОЖЕМ) и более мелкими буквами — перевод этой фразы на эстонский.
Напомним, это был предвыборный девиз Обамы, который из-за
невероятной популярности чернокожего кандидата моментально стал
крылатой фразой во всем мире. Эстонцы же обыграли его: дело в том, что
слово "can" имеет также значение "жестянка, консервная банка". Кроме
того, у американцев оно означает "мусорный ящик", "отхожее место" и
даже "задница". В разговорной речи еще есть значение "тюрьма".
Также на урне напечатан логотип и веб-адрес компании Eesti
Pakendiringlus, которая производит из переработанных отходов упаковку
для разного рода товаров. Как следует из документов, помещенных на
сайте, компания сотрудничает с крупнейшими в стране фирмами по
переработке мусора и с 2005 года запустила сеть сбора использованной
упаковки.
Судя по всему, сфотографированная урна и есть пример работы этой
сети. Вместе с тем, остается неясным, на каких правах компания
использует портрет Обамы для рекламных целей.
Отметим, что еще в пору предвыборной кампании в США и некоторое
время после победы Барака Обамы его образ стал использоваться
предпринимателями по всему миру. Говорили о новом явлении —
"обамомании", когда товары с изображением президента или его именем
раскупались в самые короткие сроки.
Адвокаты Белого дома даже заявили об ограничении коммерческого использования образа Обамы.
Отголоски "обамомании" дошли и до России: начиная с даты избрания
Обамы, его образ неоднократно использовался отечественными
рекламодателями. В Москве его одно время "эксплуатировали" в рекламе
солярия и сети стоматологических клиник с лозунгом о "полной
стоматологической демократии". В Ростове в витрине магазина был
выставлен чернокожий мужчина в галстуке, внешне похожий на Обаму,
который читал такие вирши: "Справим кризису поминки, купим шапку и
ботинки!".
Не обошлось без скандалов: рекламный плакат шоколадно-ванильного
мороженого "Дуэт" с надписью "У всех на устах — Темное в Белом!", на
котором изображен чернокожий человечек на фоне Капитолия, посчитали
проявлением расизма. http://www.newsru.com/
|