Создавать объекты при помощи трёхмерного принтера
люди научились довольно давно. Но вот неожиданный поворот: теперь
фигуры распечатывают изо льда. Есть ли в этом смысл? (фото Centre for
Intelligent Machines/McGill University)
"Новая архитектура смены фаз" — загадочное
название для инженерного проекта. Подзаголовок "Управляемое компьютером
строительство изо льда" не слишком проясняет замысел, хотя теперь уже
можно догадаться, что под сменой фаз подразумевается заморозка воды. А
получать таким способом учёные решили самые разнообразные изделия – от
миниатюрных деталей машин до настоящих жилищ.
Профессора Питер Сайджпкес (Pieter Sijpkes) из Школы архитектуры университета Макгилла (лидер данного проекта), Хорхе Анджелес (Jorge Angeles),
глава лаборатории робототехнических систем университета, и их коллеги
потратили три года на разработку, постройку и отладку необычных систем быстрого прототипирования, названных New Architecture of Phase Change.Речь идёт о так называемой трёхмерной печати, идущей под управлением компьютера. Мы рассказывали о ней, так же как о необычных её приложениях вроде самовоспроизведения роботов, печати живых органов и производства костей-имплантатов.
| Питер
Сайджпкес и некоторые его ледяные творения. Разумеется, искусный
художник мог бы попробовать сделать нечто похожее вручную, но, что
самое приятное, – эти композиции изготовил робот по цифровой модели
(фотографии Centre for Intelligent Machines/McGill University). |
По идее, в самых массовых
таких системах в качестве "чернил" используют различные полимеры,
которые твердеют после распыления (при контакте с воздухом или от
воздействия лазера). Канадцы же говорят: почему бы не задействовать
обычную воду? Она способна радикально снизить стоимость готовых изделий
(пусть работать им суждено либо крайне недолго, либо только на морозе),
упростить и ускорить получение нужных деталей. Идея
эта сама по себе не нова. В университете науки и технологии Миссури
группа учёных под руководством профессора Мин Лэу (Ming C. Leu) аж с
1999 года ведёт схожий проект — Rapid Freeze Prototyping. Только вот, как оказалось, такой простой материал, как H2O,
не означает автоматически простоту технологии. И тут имеется немало
подводных камней. Потому канадцы решили взяться за собственный вариант
подобной системы.
| Система
быстрого прототипирования при помощи заморозки воды, построенная в
Миссури, и детали, полученные на ней (фотографии Missouri University of
Science and Technology). |
В качестве основы они
использовали пару серийных роботов, которых переделали для выкладывания
крошечных капель воды на поверхность рабочего стола или уже растущей
детали, находящихся при низкой температуре (-23 °C). Именно
"выкладывания", а не "бросания": чтобы изделия получались ровными и
высокоточными, каплю за каплей следовало аккуратно наносить на
предыдущий слой. При этом размер капель не превышает 0,25 миллиметра, а
зазор между льдом и соплом робота равен всего 0,15 мм. Первый
робот, превратившийся в аппарат для создания "цифровых ледяных
скульптур", — Fab@Home или FAH (представлен на снимке под заголовком).
Изначально он для прототипирования и выпускается, но только управляется
с обычными полимерами да смолами. Потому "инструментальную" часть его
пришлось полностью заменить. К тому же для надёжной работы аппарата
авторы проекта демонтировали всю электронную начинку FAH и вынесли её
подальше от зоны заморозки в отдельный ящик.
|
Ключевая часть переделанного робота FAH: 1 – трубки
для рабочих жидкостей, 2 – манипулятор, 3 – провода, 4 – нагревательный
элемент, 5 – микроклапаны, 6 – корпус распылителей, 7 – измерительная
термопара, 8 – сопло для воды, 9 – сопло для рассола (фото Barnett,
Jorge Angeles, Damiano Pasini). |
|
|
Ввели авторы системы
и другие новшества. Так, чтобы вода, поступающая в манипулятор машины,
не замёрзла до выпуска через сопла, учёным и инженерам пришлось
соорудить подогрев магистралей, удерживающий их температуру при плюс 10
градусах по Цельсию. Слой за слоем такой робот оказался способен
выращивать из льда разнообразные вещи, нарисованные в компьютере. Но
главная находка канадцев – способ формирования тонкостенных ледяных
деталей с ажурными частями. Чтобы они не ломались раньше времени и не
стекали в стороны, пока не замёрзнут, напрашивались некие подпорки,
строительные леса. Но как их можно было встроить прямо в растущую
ледяную форму, и как потом убрать? Выход
оказался гениально прост. Леса надо делать также из воды. Но не
обычной. Канадцы добавили к манипулятору робота второе сопло – для
водного раствора хлорида калия. Именно им, словно вторым цветом,
водно-ледяной "принтер" и вычерчивает контуры подпорок одновременно с
элементами желанной вещицы. При
20-30 градусах мороза и чистая вода, и рассол замерзают одинаково
хорошо. А вот чтобы из получившейся заготовки извлечь окончательное
изделие, его следует аккуратно подогреть до минус 4 градусов по
Цельсию. Рассол тает и уходит прочь, а деталь из чистого льда –
остаётся.
| Ледяная
пивная кружка – яркий пример использования солёных строительных лесов,
которые тут пригодились для поддержки в процессе печати сравнительно
тонкой ручки (фотографии Centre for Intelligent Machines/McGill
University). |
Таким способом, рассуждают
канадские новаторы, легко получать макеты деталей машин, модели зданий
и прочие полезные вещи, которые архитекторы или инженеры хотели бы
повертеть в руках. Пусть даже сидя на холоде и надев рукавицы. Иногда
ведь такие изделия нужны буквально на считанные часы, а возни с ними… FAH
же способен выдавать изделия размером до 20 х 20 х 13,5 сантиметров.
Его рабочая головка движется со скоростью до 15 миллиметров в секунду,
так что на получение детали может уйти до 20 часов. Но это не так уж и
плохо. А ещё больше ускорить процесс удалось в следующей версии
системы, которая базируется на роботе-манипуляторе Adept Cobra 600.
| Очевидно,
что создавать уникальные, дизайнерские вещи изо льда лучше всё же
вручную. Но если потребуется поставить выпуск ледяных предметов на
поток? (фото Hotel de Glace). |
Наконечник "Кобры" может
перемещаться со скоростью уже до 100 миллиметров в секунду, а размеры
рабочего пространства, в пределах которого машина выкладывала ледяные
слои, достигает 30 х 30 х 20 сантиметров. Чтобы
защитить промышленный манипулятор от холода рабочей камеры, авторы
проекта пошли на иную хитрость, нежели с FAH. Они создали морозильную
камеру без "крыши". А к руке робота приделали удлинитель –
50-сантиметровую трубку с соплами на конце, покрытую толстым слоем
теплоизоляции. Так сама машина осталась вне рабочей зоны, в которой и
велось выращивание деталей.
| Adept
Cobra 600 пришлось больше переделывать, к тому же он был вчетверо
дороже предыдущего робота. Но результат того стоил. Повысилась не
только скорость работы, но и точность получаемых фигур. Внизу, кстати,
виден теплоизолированный удлинитель, выкладывающий фигурку изо льда
(фото Centre for Intelligent Machines/McGill University). |
Авторы New Architecture of
Phase Change немало поломали головы над режимом выпуска водяных капель,
варьированием их размера и температуры, рисунками "закрашивания"
пространства внутри контуров будущих деталей (зигзаги, спирали и так
далее). Они даже попробовали вариант Cobra 600 с распылителем воды,
который позволял выращивать сравнительно простые формы с большей
дистанции между рукой робота и рабочим столом (дном морозильника). В
конце концов Питер и его коллеги научились создавать из льда весьма
сложные по геометрии изделия. А сейчас канадцы подумывают уже об
"ответвлениях" своей технологии. Скажем, изучают способы получения
металлических отливок точно по форме ледяных прототипов.
| Ещё
несколько ледяных фигурок, выращенных при помощи канадских аппаратов
(фотографии Centre for Intelligent Machines/McGill University) |
Все эти опыты, возможно,
заинтересовали бы лишь специалистов по системам быстрого
прототипирования, однако канадцы объясняют, что для них данные
эксперименты – только ступень к созданию аналогичной технологии
большего, "архитектурного" масштаба. У
университета Макгилла богатые традиции возведения крупных ледяных
сооружений. Такие эксперименты канадцы ставят с 1972 года. А, казалось
бы, зачем придумывать тут что-то новое, когда всё уже отработано
веками: сколько люди построили "дворцов и хижин" из льда и снега,
начиная с банальных иглу и заканчивая целыми замками из крупных ледяных
блоков, выпиленных из поверхности замёрзших рек и озёр.
| Вверху:
Монреаль, 1885 год. Этот дворец – один из примеров крупномасштабного
строительства из ледяных блоков. Он же послужил одним из вдохновляющих
мотивов в современной работе канадских учёных. Внизу: ледяной дворец на
современном фестивале ледяных скульптур в Харбине (фотографии McCord
Museum, Markus Kallander) |
Но учёных из Монреаля не
устраивала одна особенность "дедовских приёмов" – трудоёмкость. Потому
три десятка лет назад они придумали новый метод создания ледяных
сооружений: на столбах и тросах растягивалась нейлоновая ткань, на
которую в сильный мороз постепенно распыляли воду. Замёрзнув, она
создавала удивительные "летящие" конструкции, лёгкие и прочные
одновременно.
| Ледяные
конструкции на основе нейлона, построенные специалистами из
университета Макгилла в 1970-х и 1980-х годах (фото Pieter Sijpkes et
al.). |
Нынешние новаторы говорят,
что продолжают традиции университета. New Architecture of Phase Change
– это попытка пойти ещё дальше. Набив шишки на настольных аппаратах,
канадцы намерены построить большого робота, который, используя
подаваемую воду, либо снег и лёд прямо со стройплощадки, мог бы схожим
способом постепенно выращивать стены и крыши строений высотой до 6
метров. Точно по программе и без участия человека. Так получился бы
принтер, экономно и быстро распечатывающий ледяные дома. Идея строительного принтера, заметим, не один раз всплывала по обе стороны Атлантики (вот американский проект, вот — британский).
Но только ранее исследователи говорили о домах обычных – из бетона. А
канадцы полагают, что в ряде областей применения и "избушка ледяная"
сгодилась бы. Например – в области туризма.
| Ещё
один пример использования "двухцветной" ледяной печати – после
оттаивания "лесов" из солевого раствора остаётся бокал из чистого льда
(фотографии Eric Barnett, Jorge Angeles, Damiano Pasini). |
Наши постоянные читатели знакомы с ледяным отелем в Юккасъярви, а ещё, к примеру, есть схожий по замыслу Hotel de Glace
в Квебеке. Представляете, сколько тонн льда нужно переместить на
стройплощадку, чтобы возвести такие сооружения? И ведь значительная
часть его уйдёт в отходы, после того как над колоннами и арками шедевра
поработают архитекторы и скульпторы. Замёрзшая
вода, конечно, продукт бесплатный. Но сколько стоит труд рабочих и
потраченное на стройку время? Целая армия огромных, средних и крошечных
роботов, построенных по образу и подобию канадских прототипов, мечтают
учёные из университета Макгилла, могли бы распечатывать и комнаты
подобных дворцов, и мебель для них, и даже – ледяные стаканы для не
менее ледяных пабов. Своего "архитектурного" робота канадцы намерены показать в 2010 году.
| Канадский Hotel de Glace работает уже почти 10 лет (фотографии Hotel de Glace). |
|