В советское время граждане нашей страны в
Европе опознавались моментально — хотя бы потому, что одевались похоже и ходили
минимум по трое. В 1990–е гг. принадлежность крепких пацанов в спортивных
костюмах с их подругами на 15–сантиметровых каблуках тоже сомнений не вызывала.
Рассказывают, как два сибирских "туриста" под Малагой любили давать в морду
официанту, поднесшему очередную рюмку водки ("Как подал, мерзавец!"), и тут же
вручали ему премию в $100. Все побережье бегало смотреть "русский спектакль", в
ресторане был постоянный аншлаг, а его хозяин просто молился на "этих диких
русских".
Приехавшая в Португалию посмотреть матчи чемпионата мира по
футболу "бригада" из Череповца так и не смогла выйти из гостиницы, потому что
выход был рядом с баром. На второй день обалдевший от сверхприбылей хозяин
повесил в баре плазменный экран и даже научился подавать правильным череповецким
пацанам водку в графинах.
Однажды после часовой беседы о жизненных ценностях
управляющий австрийским отелем недоверчиво на нас посмотрел и заявил: "Вы — не
русские. Вы — европейцы".
Время прошло, и многое изменилось. Основную массу братков
постреляли–посадили, оставшиеся научились пользоваться ножом и вилкой и пить не
только водку. Да и женщины научились одеваться сообразно европейским нормам, и
отличает их только внешняя привлекательность и исконно русская манера переходить
улицу не там, где переход, а там, где хочется.
Тем не менее наших и сейчас видно за версту. Главный
отличительный признак — глаза. Такое впечатление, что путешествовать в Европу
выпускают исключительно значкистов ГТО, всегда и везде готовых не столько к
труду, сколько к обороне. Эксклюзивной принадлежностью русских туристов является
абсолютно не свойственный европейцам цепкий взгляд, постоянно сканирующий
пространство: где опасность?
Две–три недели отпуска в благополучной Европе слишком мало,
чтобы отвыкнуть от российских реалий. Ведь каждое утро уже просыпаешься с
пулеметом в руках — а что день грядущий нам готовит?
Не увидели на дверях подъезда объявления об отключении воды,
на дороге не нахамили, никакой сумасшедший пешеход под колеса не бросился,
гаишную заставу миновали без потерь — уже хорошо. Если в офисе радостно
встречают: "Новостей нет!" — просто отлично. Потому что хороших новостей теперь
почти не бывает — ни у жителей, ни у предпринимателей.
С опаской открываешь газеты — как там еще решили облегчить
жизнь малого бизнеса? Кого сегодня будут поддерживать путем сноса — Хасанский
рынок? Апраксин двор? Торговую зону у метро "Академическая"? И что придумали для
того, чтобы жителям "жить стало лучше, жить стало веселее", — заплатить за
согласование стеклопакетов? Освободить места из–под своих гаражей, чтобы
строительные олигархи развернули свой очередной "проект века"?
Служебную почту открываешь, как конверты "Аль–Каиды" со
спорами сибирской язвы — а там что? Очередная настоятельная просьба районной
администрации проявить социальную активность путем дачи ей денег? Иск от КУГИ о
выселении (потому что районный глава вас не любит)?
Требование ЖЭКа за свой счет поставить в арендованное
помещение всяческие приборы (потому что делать надо, а выделенные для этого
деньги давно куда–то делись)? Если же после такого насыщенного дня посмотреть
дома официальные городские новости, то вообще начинается, как в старом анекдоте,
сплошное раздвоение личности, потому что показываемые телеблагости никак не
соответствуют тому, что днем слышал и видел.
Засыпая, еще крепче сжимаешь родной пулемет, ведь завтра
опять преодолевать минные поля заботы родных властей, высматривать засады
районных чиновников и контролеров всех мастей, вовремя прятаться от артобстрела
строительных и торговых олигархов…
Так что еще, видимо, долго в Европе российских граждан будут
узнавать по глазам людей, всегда готовых дать сдачи. Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса http://www.dp.ru/
|